Юридическая Компания

Добровольная ликвидация общества с ограниченной ответственностью

Опубликовано 1 Апр 2016 в Главная, Статьи на юридические темы | Нет комментариев

Предпринимательство — это деятельность осуществляемая на свой риск с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. Предприятие должно быть инициативным и изобретательным, ответственно и добросовестно заниматься определенной деятельностью с целью получения прибыли.

Однако, иногда в связи с неудовлетворительным состоянием поступления финансовых потоков от осуществления хозяйственных операций, сложным положением на соответствующем рынке товаров и услуг лица принимают решение закрыть свой бизнес.

При проведении такой процедуры у Вас может возникнуть много вопросов к юристу.

Советуем Вам обратиться за консультацией к юристам ЮК «Легал», которые предоставят исчерпывающую консультацию по данному вопросу и правовую помощь.

Если же Вы не приняли окончательное решение, предлагаем ознакомиться с примерным перечнем этапов процедуры ликвидации юридического лица на примере наиболее распространенной формы ведения бизнеса — общества с ограниченной ответственностью.

ЛИКВИДАЦИЯ ООО
Этапы
    1. Принятие решения о добровольной ликвидации участниками (учредителями) Общества и фиксация соответствующего решения.

Решение оформляется протоколом в соответствии с положениями Устава Общества.

На повестку дня выносятся вопросы:

1.              Принятие решения о прекращении юридического лица

2.              Утверждение персонального состава ликвидационной комиссии или лица ликвидатора

3.              Утверждение порядка и сроков проведения ликвидационной процедуры Общества

Функции ликвидационной комиссии (ликвидатора) могут быть предоставлены органа управления юридическим лицом (директору).

  2.Направление органу, осуществившему государственную регистрацию Общества уведомление о прекращении Общества путем ликвидации.

Участники юридического лица, обязаны в течение 3-х рабочих дней с даты принятия решения письменно уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию. (Ст. 105 Гражданского кодекса Украины)

Для государственной регистрации решения о прекращении юридического лица, принятого его участниками, представляются следующие документы (ч. 9 ст. 17 ЗУ «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований»):

1.              Экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) решение участников о прекращении юридического лица,

2.              Экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) документа, которым утвержден персональный состав комиссии по прекращению (ликвидационной) или ликвидатора, сроки заявления кредиторами своих требований.

Указываются регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков (или сведения о серии и номере паспорта — для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта).

  3.Направления уведомления налоговым органам

Налогоплательщик обязан сообщать контролирующие органы по месту учета такого плательщика о его ликвидации или реорганизации в течение 3-х рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (раздел 11 Порядка учета плательщиков налогов и сборов) и подать следующие документы:

1.              заявление о ликвидации или реорганизации налогоплательщика по форме № 8-ОПП,

2.              оригинал справки по форме № 4-ОПП;

3.              копию решения о прекращении юридического лица;

 копию распорядительного документа об образовании комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии).

    4.Сообщение работников о предстоящем высвобождении (в связи с ликвидацией компании)

Письменно (под расписку) не менее чем на 2 месяца, необходимо персонально предупредить работников о предстоящем высвобождении

Также, не менее чем за 2 месяца, направить информацию о предстоящем высвобождении работников в государственную службу занятости.

Рекомендуемый перечень документов, которые необходимо сдать для увольнения работников:

·                 форма 4 — ПН «Информация о запланированном массовом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда»,

·                 приказ о сокращении работников,

·                 персональное уведомление  об увольнении.

     5.Выявление кредиторов

В решении о ликвидации Общества участники обязаны установить срок, в течение которого кредиторы имеют право обратиться со своими требованиями. Данный срок не может составлять менее двух и более шести месяцев со дня принятия решения. Надлежащим уведомлением кредиторов считается внесения государственным регистратором в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований информации о нахождении юридического лица в процессе прекращения, в том числе данные о решении относительно прекращения юридического лица, сведения о комиссии по прекращению (ликвидатора, ликвидационную комиссию и т.д.) и о сроке, определенный учредителями (участниками) юридического лица, судом или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица, для заявления кредиторами своих требований.

    6.Закрытие банковских счетов Общества

Необходимо закрыть все расчетные счета в банковских учреждениях, кроме счета, который используется для расчетов с кредиторами при ликвидации юридического лица.

      7.Проведение инвентаризации и оценки имущества

 Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по инвентаризации имущества юридического лица, которое прекращается. Проведение инвентаризации активов и обязательств, оформления результатов в соответствии с Положением об инвентаризации активов и обязательств.

 В случаях, установленных законом, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает проведение независимой оценки имущества юридического лица, которое прекращается. Оценку имущества вправе проводить субъекта оценочной деятельности в соответствии с Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине»

    8.Оформление промежуточного ликвидационного баланса Общества

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который включает сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, ликвидируемого перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками юридического лица, судом или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Обратите внимание! До момента утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет и представляет органам доходов и сборов, Пенсионного фонда Украины и фондов социального страхования отчетность за последний отчетный период.

     9.Выявление и взыскание дебиторской задолженности

С даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований записи о решении учредителей (участников) юридического лица, суд или уполномоченного ими органа о ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана принять все необходимые меры по взысканию дебиторской задолженности юридического лица, ликвидируемого и письменно уведомить каждого из должников о прекращении юридического лица.

  10.Продажа всех активов Общества
  11.Удовлетворение требований кредиторов

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица, ликвидируемого в том числе по налогам, сборам, единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и другими средствами, подлежащей уплате в государственный или местный бюджет, Пенсионный фонд Украины, фонды социального страхования, производится в порядке очередности:

• в первую очередь удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью, и требования кредиторов, обеспеченные залогом или иным способом;

• во вторую очередь удовлетворяются требования работников, связанные с трудовыми отношениями, требования автора о плате за использование результата его интеллектуальной, творческой деятельности;

• в третью очередь удовлетворяются требования по налогам, сборам (обязательным платежам)

• в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.

 

 

12.Проведение расчетов с участниками (учредителями) Общества

Имущество юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов (в том числе по налогам, сборам, единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и другими средствами, подлежащей уплате в государственный или местный бюджет, Пенсионный фонд Украины, фонды социального страхования), передается участникам юридического лица, если иное не установлено учредительными документами юридического лица или законом.

  13.Оформление ликвидационного баланса

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс.

Данный документ утверждается участниками (учредителями) Общества

  14.Закрытие последнего банковского счета, который использовали для расчетов с кредиторами
  15.Получение от налогового органа и управления пенсионного фонда справок об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, отсутствие задолженности по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов

Обратите внимание! Если Ваше Общество основано  с 1 января 2011 года, то Вы осуществляли четыре отдельные отчисления: в Пенсионный фонд; в фонды страхования на случай безработицы; по временной потере трудоспособности; от несчастных случаев на производстве. Поэтому за такой период данные справки Вы должны получить в органах, которые контролировали осуществления этих отчислений.

После проведенной документальной внеплановой проверки налогоплательщика и его обособленных подразделений и истечения законодательно установленных сроков уплаты согласованных денежных обязательств такого налогоплательщика и его обособленных подразделений, в случае отсутствия возражений контролирующего органа по осуществлению государственной регистрации прекращения юридического лица,, установления факта отсутствия задолженности плательщика налогов и их обособленных подразделений перед бюджетом по уплате платежей, контроль за взиманием которых осуществляют контролирующие органы, контролирующий орган составляет справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов по форме № 22-ОПП. Данная справка действительна в течение двух месяцев со дня их регистрации в контролирующем органе.

(Порядок учета плательщиков налогов и сборов)

  16.Передача в соответствующие архивные учреждения документов, подлежащих длительному хранению. (В соответствии с Приказом Минюста «Об утверждении Перечня видов документов, связанных с обеспечением социальной защиты граждан, которые должны поступать в архивные учреждения в случае ликвидации предприятий, учреждений, организаций, которые не относятся к источникам формирования Национального архивного фонда»)

Рекомендуемый перечень документов:

1. учредительные документы,

2. протоколы общего собрания,

3. приказы, распоряжения организаций по основной деятельности,

4. приказы, распоряжения организаций по кадровым вопросам,

5. штатные расписания и перечни изменений в них,

6. расчетно — платежные ведомости (лицевые счета) работников,

7. должностные инструкции работников,

8. справки об отсутствии задолженности по уплате обязательных государственных платежей.

Данные документы передаются в архивное учреждение согласно описанию и добавляется историческая справка о Общество.

17.Государственная регистрация прекращения юридического лица в результате его ликвидации на основании решения участников (учредителей)

Согласно ч.12 ст. 17 ЗУ «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» подаются следующие документы:

1. заявление о государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации;

2. справка архивного учреждения о принятии документов, в соответствии с законом подлежат долгосрочному хранению.

18.Уничтожение печатей и штампов Общества

До 22.02.2011 г. данный вопрос регулировалось Приказом МВД «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным объединениям и гражданам разрешений на право открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления печатей и штампов, а также порядок выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов, и утверждение

Условий и правил осуществления деятельности по открытию и функционированию штемпельно-граверных мастерских, изготовление печатей и штампов».

На сегодня субъект хозяйствования обязан сам урегулировать данный вопрос.

Необходимо создать комиссию (или назначить уполномоченное лицо) по уничтожению печатей и штампов. Комиссии следует составить протокол об уничтожении печатей и штампов, в котором сведения, схожие с теми, что указывались ранее в ходатайстве об уничтожении печатей и штампов, которая отправлялась в МВД. А именно:

— Количество печатей и штампов, которые уничтожаются;

— Основание для уничтожения;

— Лицо, ответственное за уничтожение печатей и штампов, его фамилия, имя и отчество, а также паспортные данные;

— Состав комиссии, с указанием фамилий, имен, отчеств и паспортных данных.

               Сама же процедура физического уничтожения печатей и штампов не сложна и сводится к следующему: сначала делается отпечаток уничтожаемых печатей и штампов, а затем клише печати или штампа разрезается на небольшие несовместимые и не возобновляемые части.