Юридическая Компания

Кто такие коллекторы, и как с ними бороться

Опубликовано 23 Ноя 2016 в Главная, Статьи на юридические темы | Нет комментариев

В последнее время очень многие банки не выдерживают конкуренции, несут большие убытки и в связи с этим вынуждены прекратить свою деятельность. При начале процедуры ликвидации, а иногда и в иных случаях, многие банки выбирают вариант переуступки требований, то есть продажи права требования задолженности коллекторским компаниям.

В связи с переуступкой прав требования задолженности по существующему кредиту, Вам начинают звонить так называемые коллекторы.

В офис Юридической компании Легал очень часто приходят люди, которые измучены действиями коллекторов. В связи с чем юристы нашей компании решили подготовить эту статью, которая, надеемся, будет Вам полезна.

Итак, законодательно не существует понятия «коллектор». Многие ошибочно считают, что новый закон про частных исполнителей предусматривает коллекторскую деятельность, но это не так. «Частный исполнитель» и «коллектор» — разные понятия.

Поэтому возникает вопрос: «На основании чего коллекторы требуют возврата задолженности?».

Требовать возврат задолженности коллекторские компании могут только на основании договора цессии, то есть договора уступки права требования.

Законодательно эта процедура предусмотрена в ч. 4 ст. 197 ГК. По своей сути уступка права требования — это замена кредитора в обязательстве. Общие требования к порядку замены кредитора в обязательстве определены в гл. 47 ГК. Ст. 510 ГК определяет, что сторонами в обязательстве являются должник и кредитор. В обязательстве на стороне должника или кредитора могут быть одно или одновременно несколько лиц.

Важно то, что замена кредитора в обязательстве осуществляется без согласия должника, если иное не установлено договором или законом (ч. 1 ст. 516 ГК). Но должника в данном случае следует уведомить в письменной форме: в противном случае новый кредитор несет риск наступления неблагоприятных для него последствий. В этом случае исполнение должником своей обязанности первоначальному кредитору является надлежащим исполнением. При возникновении такой ситуации стороны должны принять меры по восстановлению первоначального положения (двусторонней реституции).

В любом случае об уступке права требования должника стоит уведомить в письменной форме (в интересах нового кредитора), хотя это и не обязательно (постановление ВХСУ от 08.06.2006 г. №18/76).

При уступке права требования первоначальный кредитор должен передать новому кредитору документы, подтверждающие право требования, и информацию, важную для ее осуществления. До предоставления должнику доказательств перехода к новому кредитору прав в обязательстве должник имеет право не исполнять свою обязанность новому кредитору.

Мы предоставляем Вам механизм действий для случая, когда Вам звонят коллекторы с требованием возврата долга. Итак,

Попросите представиться и указать фамилию, имя и должность звонящего. Также попросите сообщить, в какой компании он работает и на основании чего представляет ее интересы, либо звонит вам, какими документами подтверждаются его полномочия. Если ответы на эти вопросы вы не получите, продолжать разговор бессмысленно.

Зачастую коллекторы представляются сотрудниками правоохранительных органов. В таком случае, процедура приема звонка такая же: предупреждение о записи разговора, уточнения имени и фамилии, должности и места работы. После этого попросите перезвонить позже для уточнения в соответствующем РОВД или прокуратуре о наличии такого работника.

Кроме этого нужно потребовать документальное подтверждение переуступки требований: надлежащим образом заверенной копии договора цессии (переуступки требований), копии документов организации, которая получила право требования и т. д. (предусмотрено главой 47 Гражданского кодекса Украины).

Если Вам не предоставили эти документы, то действия коллекторов можно квалифицировать как вымогательство согласно статьи 189 Уголовного кодекса Украины. В этом случае при разговоре нужно сказать, что Вы обратитесь в полицию с заявлением о вымогательстве. После записать номера телефонов, с которых Вам звонили, когда Вам звонили и сколько раз (обычно звонки повторяются неоднократно).

При этом не стоит ограничиваться только обещаниями – стоит сходить в отделение полиции и действительно подать заявление. Как показывает практика наших юристов, после этого звонки в большинстве случаев прекращаются.

Бывают случаи, когда коллекторы представляются сотрудниками конкретного банка. В этой ситуации стоит сходить в ближайшее отделение этого банка и подать им соответствующее заявление (или отправить его по почте). Срок рассмотрения такого заявления установлен законом и составляет 30 календарных дней. Это тоже срабатывает, но бывают случаи, когда через 2-3 месяца ситуация повторяется.

В любом случае стоит использовать все методы, так как звонки могут существенно нарушить Ваше спокойствие и психологическое равновесие, что может сказаться на Вашем поведении с окружающими и на Вашей жизни в целом.

Обращаем Ваше внимание, что пеня и штрафы за несвоевременное погашение задолженности насчитывается только с момента получения документов и требования погасить задолженность в письменном виде.

Также не стоит забывать, что использование Ваших персональных данных (имя, фамилия, отчество, адрес проживания, номер телефона, место работы и т. д.) без Вашего согласия является противозаконным (закон Украины «О защите персональных данных»).

Нужно знать, если звонящий сотрудник коллекторской компании осуществляет звонки  в нерабочее время т.е. ранее 9:00 и позднее 18:00 — это нарушает ваши права.

Каждая ситуация индивидуальна и бывают моменты, когда собственных усилий уже недостаточно для решения проблемы. Тогда возникает острая необходимость в квалифицированных юристах и в том, чтобы эта помощь оказалась своевременно. Поэтому, если Вы понимаете, что ситуация уходит из-под контроля и может иметь для Вас печальные последствия – обращайтесь к юристам. Наши юристы имеют большой опыт работы в этой сфере и ежедневно находят наилучшие выходы из сложных ситуаций.