Юридическая Компания

Новости налогообложения в свете последних изменений в действующем законодательстве

Опубликовано 25 Окт 2017 в Главная, Статьи на юридические темы | Нет комментариев

2017 год – богат на нововведения в законодательные нормы, реформирование коснулось практически всех сфер жизни и не обратить внимания на основные особенности ведения предпринимательской деятельности, налоговой политики в сфере внедряемых новелл, специалисты «Юридической компании – Легал» не могли.

     С принятием – Закона Украины «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно повышения пенсий» от 03.10.2017г. № 2148-VIII для предпринимателей, которые пребывают на единой системе налогообложения, предусмотрены определённые привилегии.

     Речь идёт о зачислении в пенсионный стаж периодов, за которые предприниматель единщик уплачивал страховые взносы в меньшем размере, нежели минимальный страховой взнос.

     В рамках Пенсионной реформы, пп. 27 п. 3 Раздела I предусмотрены изменения, касающиеся дополнением Закона Украины «О пенсионном страховании» пунктом 31 Раздела XV, которым предусмотрено, что начиная с 01.08.2018 г. в в страховой стаж для определения права на назначение пенсии в соответствии со статьёй 26 Закона включают периоды ведения предпринимательской деятельности с использованием упрощённой системы налогообложения, а также фиксированного налога.

    В страховой стаж начиная с 2004 года засчитывался период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно вносились страховые взносы в сумме не меньше минимального страхового взноса. Однако, это предписание не выполнялось, поскольку порядок осуществления уплаты страховых взносов нормативно не был определён.

    По факту получалось так, что сумма отчисленных страховых взносов в ПФУ была меньше размера минимального страхового взноса, поскольку она составляла 42% от уплаченной суммы единого налога.

    Возможность осуществлять доплату до минимального страхового взноса у предпринимателей-единщиков появилась с середины 2010 года.

   ЕСВ в размере не менее минимального страхового взноса предприниматели-единщики платили с 01.01.2011 года.

   Предпринимателям единщикам 1-й группы с 1 января по 31 декабря 2017 позволили платить ЕСВ в размере 0,5 размера минимального страхового взноса.

    Таким образом, до 31 декабря 2017 (включительно) — при условии уплаты страховых взносов (единого взноса) независимо от уплаченного размера (кроме случаев освобождения от уплаты единого взноса).

     Пенсионной реформой устраняется то, что было вызвано недостатками действующего в предыдущие годы законодательства: предприниматели до середины 2010 года не имели возможности платить страховые взносы в размере минимального страхового взноса.

    Однако, касательно льготного зачисления страхового стажа предпринимателям единщикам, которые находятся на 1-й группе упрощенной системы налогообложения, отнимают возможность платить ЕСВ в размере 0,5 минимального страхового взноса.

    А это означает, что с 01.01.2018 предприниматели-единщики 1-й группы обязаны платить ЕСВ в размере не менее минимального страхового взноса.

    В случае отсутствия данных об отчислениях в базе ПФУ может понадобиться справка из налоговой инспекции по месту регистрации предпринимателя за периоды, в частности с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2003 года, о размере уплаченного единого налога за каждый месяц.

   Ещё одним моментом, на который бы хотелось обратить Ваше внимание -нюансы, связанные с блокированием налоговых накладных.

    Как предусмотрено п. 201.16 ст. 201 НКУ, регистрация налоговой накладной/расчета корректировки (НН/РК) в Едином реестре налоговых накладных может быть остановлена.

    В таком случае за налогоплательщиком остаётся право подать письменные объяснения и / или копии документов, касающиеся такой НН/РК и надеяться на то, что соответствующая комиссия ДФС может принять решение о регистрации такой НН/РК. Однако, если же комиссия ГФС не учла аргументы плательщика, у него остается возможность решить вопрос в судебном порядке.

    Обращаем внимание на постановление Винницкого окружного административного суда от 15.09.2017 г. по делу № 802/1356/17, по которому налогоплательщик одержал победу в связи с тем, что ГФС были упущены следующие факторы:

в решении комиссии ГФС не указано, какие именно документы налогоплательщика составлены с нарушением законодательства;

не указано, каких именно документов налогоплательщика не хватает для принятия решения о регистрации налоговых накладных;

не представлено суду надлежащих доказательств, обосновывающих, почему документы плательщика не являются достаточными для принятия комиссией ГФС решения о регистрации налоговой накладной.

    Также суд отметил, что решение комиссии ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной не содержит конкретной информации о причинах и основаниях для принятия такого решения, а содержит лишь «общую фразу» о предоставлении плательщиком документов, «которые составлены с нарушением законодательства и/или не является достаточными для принятия комиссией ГФС решения о регистрации [НН/ЖК]». То есть, вместо заключения по обстоятельствам дела налогоплательщика решения комиссии ГФС содержало только цитату из постановления Кабинета Министров Украины №190 от 29.03.2017 г.

     Только цитаты из постановления Кабинета Министров Украины недостаточно: решение комиссии ГФС «должно содержать чёткое  основание для отказа в регистрации налоговой накладной», и в комиссии ГФС должны сделать выбор: либо документы плательщика составлены с нарушением законодательства, или документы плательщика не являются достаточными для принятия решения.

     Интересно, что без исследования «реальности» хозяйственных операций тоже не обошлось: налогоплательщик «предоставил фискальному органу» (а впоследствии — и суду) документы о происхождении товара, возможности осуществлять перевозку товара, достаточность человеческих ресурсов».

     Если налогоплательщик не предоставит суду доказательств в опровержение указанного в квитанциях ГФС несоответствия объемов поставок объемам приобретения по товарам согласно УКТ ВЭД, а также не представит доказательств направления в контролирующий орган объяснений или документов для разблокировки остановленных налоговых накладных — это, станет главной причиной отказа в удовлетворении иска налогоплательщика.

     Таким образом, позитивный результат при обжаловании решений комиссий ГФС в судебном порядке о приостановлении регистрации налоговых накладных не заставит себя ждать, если к этому вопросу подходить тщательно и комплексно, с обоснованной правовой позицией.

     Так же, обращаем Ваше внимание, что для предприятий, учреждений и организаций с численностью штатных работников более 20 человек устанавливается квота на трудоустройство дополнительных категорий граждан в размере 5% среднесписочной численности штатных работников за предшествующий календарный год. Этого требует ч. 2 ст. 14 Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г.. № 5067-VI (далее — Закон о занятости).

      Одной из таких категорий граждан является, в частности, лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» осталось 10 и менее лет.

     Однако начиная с 01.01.2018 г.. Благодаря Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» от 03.10.2017 г.. № 2148-VIII (Пенсионная реформа) предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников от 8 до 20 человек устанавливается квота в размере не менее одного такого лица предпенсионного возраста в среднеучетной численности штатных работников.

     Ещё одним актуальным моментом, на который следует обратить внимание, является – проведение расчётных операций на полную суму покупки с использованием РРО.

     В частности, обращаем внимание на то, что субъекты хозяйствования при получении денежных средств от юридических и физических лиц в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, в т.ч. продажи технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, определенных Перечнем № 231, обязаны проводить расчетные операции на полную сумму покупки с использованием РРО.

     При реализации сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, оплата за которые осуществляется с карточного счета потребителя на карточный счет продавца, использование РРО является обязательным.

      В случае проведения расчетов между субъектами хозяйствования в безналичной форме, а именно при переводе средств с расчетного счета предприятия, который получает товары, работы (услуги), на расчетный счет поставщика товара, работ (услуг) с использованием счёта-фактуры, договора и т.п., РРО не применяется.

    Что же касается того, кому использовать РРО нет необходимости, обращаем Ваше внимание, в Налоговом кодексе Украины (далее – НКУ) был изменен п. 296.10. ст. 296, в котором сказано, что регистраторы расчетных операций не применяются плательщиками единого налога первой группы, а также «второй и третьей групп (физические лица — предприниматели) независимо от выбранного вида деятельности, объем дохода, которых в течение календарного года не превышает 1000000 гривен. В случае превышения в календарном году объема дохода более 1000000 гривен применение регистратора расчетных операций для такого плательщика единого налога является обязательным».

   Согласно последним изменениям кассовый аппарат также обязаны использовать все предприниматели торгующие сложнобытовыми изделиями (перечень которых утвержден постановлением Кабинета Министров от 16.03.2017 года №231), не зависимо от своего оборота и места торговли. Более детальное разъяснение по этому вопросу содержится в ИНК ГУ ДФС в Запорожской области от 20.09.2017 г.. № 1994 / ИНК / 8 / 08-01-13-09-08.

    Так же, обращаем внимание наших клиентов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием земельных участков на основании договоров аренды, о необходимости государственной регистрации указанных договоров.

    Самозанятым лицам необходимо зарегистрироваться как плательщики ЕСВ в течении 10 дней с момента начала осуществления деятельности, в противном случае – грозит штраф.

     В случае судебного разбирательства, мерой обеспечения иска может быть установлено – запрет на выезд за пределы страны или, в зависимости от обстоятельств, административно-территориальной единицы.

    На период до 31 декабря 2021 применяется ставка ноль процентов для плательщиков налога на прибыль, у которых годовой доход, определенный по правилам бухгалтерского учета за последний годовой отчетный период, не превышающий трех миллионов гривен и размер начисленной за каждый месяц отчетного периода заработной платы (дохода) каждому из работников, состоящих с налогоплательщиком в трудовых отношениях, является не меньшим двух минимальных заработных плат, размер которой установлен законом, и которые отвечают одному из следующих критериев:

   а) образованы в установленном законом порядке после 1 января 2017;

   б) действующие, у которых в течение трех последовательных предыдущих лет (или в течение всех предыдущих периодов, если с момента их образования прошло менее трех лет) ежегодный объем доходов задекларирован в сумме, не превышающей трех миллионов гривен, и в которых среднесписочная численность работников в течение этого периода составляла от пяти до 20 человек;

   в) были зарегистрированы плательщиками единого налога в установленном законодательством порядке в период до 1 января 2017 года и в которых за последний календарный год объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составлял до трех миллионов гривен и среднесписочная численность работников составляла от  пяти до 50 человек.

    При этом, если налогоплательщики, в любом отчетном периоде достигли показателей относительно полученного дохода, среднесписочной численности или средней заработной платы работников, из которых хотя бы один не отвечает критериям, указанным выше, то такие плательщики налога обязаны обложить налогом прибыль, полученную в таком отчетном периоде, по ставке, установленной налоговым Кодексом.

   Перечень субъектов хозяйствования, на которые распространяются вышеуказанные нормы – предусмотрен Налоговым Кодексом.1)

    Налогоплательщики, осуществляющие начисление и выплату дивидендов своим акционерам (собственникам), начисляют и вносят в бюджет авансовый взнос по налогу в порядке, установленном налоговым Кодексом, и уплачивают налог на прибыль по соответствующей ставке, за отчетный налоговый период, в котором осуществлялось начисление и выплата дивидендов.

    Так же, обращаем Ваше внимание на тот факт, что мораторий на проведение проверок бизнеса снят, в связи с чем, будьте бдительными, соблюдайте нормы законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности, не подвергайте себя непредвиденным рискам и неблагоприятным последствиям!

    С уважением, специалисты «Юридической компании «Легал».