Юридическая Компания

Получение статуса беженца или статуса лица, нуждающегося в дополнительной защите в Украине: основные критерии предоставления

Опубликовано 23 Июн 2018 в Главная, Статьи на юридические темы | Нет комментариев

Не так давно, в постановлении  по делу №820/1309/16 Верховный Суд сделал вывод об основных критериях при рассмотрении вопроса предоставления лицу статуса беженца или статуса лица, нуждающегося в дополнительной защите.

Учитывая современную экономико-политическую ситуацию, многочисленные военные конфликты, ограничение права свободы слова, политических взглядов в мире вопрос «беженства» не теряет, а даже приобретает большую актуальность.

Юристы ЮК ЛегаЛ предоставляют правовую помощь и сопровождение процедуры получения статуса беженца или статуса лица, нуждающегося в дополнительной защите. К тому же, в случае отказа органом ГМС Вы сможете получить помощь адвоката в судебных инстанциях в защите своих законных прав и интересов касательно получения определенного статуса.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите» (далее — Закон) беженец — лицо, негражданин Украины и вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться этой защитой вследствие таких опасений, или, не имеет гражданства (подданства) и находясь вне страны своего прежнего постоянного проживания, не может или не желает вернуться в нее вследствие указанных опасений.

Пункт 13 ч. 1 ст. 1 Закона определяет, что лицо, требующее дополнительной защиты, — лицо, которое не является беженцем в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протокола о статусе беженцев 1967 и настоящим Законом, но нуждается в защите, поскольку такое лицо вынуждено прибыло в Украину или остался в Украине вследствие угрозы жизни, безопасности или свободе в стране происхождения из-за опасений применения относительно него смертной казни или исполнения приговора о смертной казни или пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания или общераспространенного насилия в ситуациях международного или внутреннего вооруженного конфликта или систематического нарушения прав человека и не может или не желает вернуться в такую ​​страну вследствие указанных опасений.

Согласно Конвенции о статусе беженцев и Протоколу 1967 понятие «беженец» включает в себя 4 основных основания, при наличии которых лицу может быть предоставлен статус беженца:

  1. лицо должно находится вне страны своей гражданской принадлежности или, если лицо не имеет определенного гражданства — за пределами страны своего прежнего обычного местожительства;
  2. невозможность или опасения пользоваться защитой страны происхождения;
  3. лицо должно иметь вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований;
  4. опасения стать жертвой преследования должно быть связано с причинами, которые указаны в Конвенции о статусе беженцев, а именно:
  • расовая принадлежность;
  • религия;
  • национальность (гражданство)
  • принадлежность к определенной социальной группе;
  • политические взгляды.

Статья 5 Закона определяет, что лицо должно в течение пяти рабочих дней обратиться с заявлением о признании беженцем или лицом, которое требует дополнительной защиты. Однако Конвенцией о статусе беженцев 1951 года, к которой Украина присоединилась 2002 года, не предусмотрено ограничений сроков доступа к процедуре определения статуса беженца. По смыслу Конвенции лицо является беженцем, если оно соответствует критериям, что определяются термином «беженец», еще до того момента, когда его статус беженца признан официально.

В соответствии со ст. 2 Закона если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в этом законе, применяются правила международного договора.

Следовательно, лицо может обратиться за защитой в любой момент. Однако стоит обратить внимание, что Законом предусмотрено, что лица, которые намерены приобрести в Украине статуса беженца, должны обратиться в соответствующий орган миграционной службы с заявлениями о предоставлении им статуса беженца до истечения срока действия разрешения на пребывание.

В соответствии со ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод органы государственной власти должны провести независимый и глубокий анализ заявлений граждан о наличии достаточных оснований полагать, что существует реальный риск подвергнуться обращению, которое запрещено ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а заявитель в свою очередь обязан предоставить все имеющиеся у него документы и информацию, необходимые для обоснования заявления о признании беженцем или лицом, которая нуждается в дополнительной защите, или указать причины, по которым эти документы и информация не могут быть предоставлены, и сообщить, где такие документы находятся или могут находиться или кто может предоставить или подтвердить соответствующую информацию.

Если решение об отказе в оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца принимается на основании очевидной необоснованности, то следует отметить, что во время собеседования сотрудник органа миграционной службы должен выявить очевидность необоснованности заявления о предоставлении статуса беженца. В случае, когда существует хотя бы вероятность того, что определенное лицо может подвергаться преследованиям в стране происхождения, то решение об отказе в оформлении документов о предоставлении статуса беженца не может быть принято, и соответственно, такое заявление должно быть рассмотрено более детально.

Следует отметить, что согласно п. 5 ст. 4 Директивы Совета Европейского Союза «О минимальных стандартах для квалификации граждан третьих стран и лиц без гражданства как беженцев или как лиц, нуждающихся в международной защите по другим причинам, а также сути предоставляемой защиты» от 27 апреля 2004 года № 8043/04 (далее – Директива) заявления являются обоснованными, если выполняются следующие условия:

  • заявитель сделал реальную попытку обосновать свое заявление;
  • все важные факты, которые были в его распоряжении, были предоставлены, и было предоставлено удовлетворительное объяснение относительно любой отсутствии других важных фактов;
  • утверждение заявителя понятны и правдоподобными, но не противоречат конкретной и общей информации по его делу;
  • заявитель подал свое заявление о международной защите как возможно раньше, если заявитель не сможет доказать отсутствие уважительной причины для подачи такого заявления;
  • установлено, что в целом заявитель заслуживает доверия.

Также Директива определяет случаи, когда заявления считаются необоснованными:

  • если заявитель прибыл из безопасной страны происхождения;
  • если страна, которая не является государством-членом, считается безопасной третьей страной для заявителя.

Приложение II к Директиве дает определение безопасной страны происхождения, а именно страна считается безопасной, если исходя из правового положения, правоприменения в демократической системе и общих политических обстоятельств, можно доказать отсутствие общего и длительного преследования (например, актов физического и психологического насилия, в том числе актов сексуального насилия; правовых, административных, полицейских и/или судебных мер, которые сами по себе являются дискриминационными, или которые осуществляются дискриминационными средствами; судебного преследования или наказания, которое является несоразмерно или дискриминационным; отказа в судебном удовлетворении, причинившее несоразмерное или дискриминационное наказания; судебного преследования или наказание за отказ выполнять военную службу, когда такая служба может включать преступления или акты, подпадающие под положения, при которых статус беженца не предоставляется (преступления против мира, человечества, войско и преступления и т.д.); актов, направленных против соответствующего пола или детей.

Чаще всего лица обращаются в органы ГМС когда уже некоторое время находятся на территории Украины и вместе с тем не имеют возможности вернуться в страну гражданства в связи с опасениями стать жертвой преследований, угрозы жизни, безопасности или свободе, опасения применения смертной казни или пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания или общераспространенного насилия в ситуациях международного или внутреннего вооруженного конфликта или систематического нарушения прав человека. Кроме того, обычно находясь на территории Украины никаких преследований или притеснений лицо не несет, а вот опасения относительно возвращения в страну гражданства существует.

Основаниями для таких опасений может быть, как притеснения лица, так и его близких, людей одной социальной, религиозной группы.

Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда в вышеупомянутом постановлении обратил внимание, что при рассмотрении указанных дел следует учитывать, что обоснованное опасение стать жертвой преследований является определяющим в перечне критериев определения беженца.

Опасения лица является оценочным суждением, которое свидетельствует о психологической оценке лицом ситуации, сложившейся вокруг него в его стране. Ситуация в стране происхождения является доказательством того, что субъективные опасения стать жертвой преследования вполне обоснованные, то есть подкрепляются объективным положением в стране и историей, которая произошла лично с заявителем.

Опасения могут основываться не только на том, что человек пострадал лично от действий, которые заставили его покинуть страну, то есть эти опасения могут следовать не по собственному опыту беженца, а из опыта других людей (родных, друзей и других членов той же расовой, социальной или политически группы и т.д.).

Объективная сторона связана с наличием обоснованного опасения преследования и означает наличие фактических доказательств того, что эти опасения реальны.

Оценка таким опасением обязательно должна была предоставляться с учетом анализа информации о стране происхождения лица, ищущего убежища. Факты обоснованности опасений преследования могут получаться от беженца, и независимо от него — по разным достоверным источникам информации, например, из публикаций в средствах массовой информации, по сообщениям национальных или международных неправительственных правозащитных организаций, из отчетов Министерства иностранных дел Украины и др.

Ситуация в стране происхождения при признании статуса беженца или лицом, которое нуждается в дополнительной защите является доказательством того, что субъективные опасения стать жертвой преследования вполне обоснованными, то есть подкрепляются объективным положением в стране.

Позиция Верховного Суда является подтверждением того, что защитить свои права в судебном порядке в сфере обращения за предоставлением статуса беженца вполне возможно.

С судебной практики юристов ЮК ЛегаЛ можно привести пример гражданина Российской Федерации, который потерпел притеснений и преследования в связи со своей профессиональной деятельностью и обратился за защитой на территории Украины. Однако на свое обращение получил отказ. Основанием отказа в предоставлении статуса беженца или лица, нуждающегося в дополнительной защите отделом ГМС указано отсутствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по конвенционным признакам определения статуса беженца и отсутствие условий, которые могут быть рассмотрены в контексте предоставления дополнительной защиты в Украине и определение цели легализации пребывания на территории Украина — укрывательство от правосудия. Однако уголовное дело в отношении заявителя начато из-за отношений, которые относятся к гражданско-правовым, а именно раздел имущества супругов. С целью обжалования такого незаконного решения отдела ГМС наши юристы в интересах гражданина Российской Федерации обратились с иском в Одесский окружной административный суд. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Свое решение суд обосновал тем, что заявитель не предоставил достаточно доказательств опасений преследований, пропустил сроки обращения, а также скрывается от уголовного процесса в стране гражданства. При этом судья нарушила презумпцию невиновности лица, сославшись при вынесении решения на факт уклонения заявителя от правосудия. Данный доводы обосновала санкциями статьи Уголовного кодекса, по которой заявителя разыскивают, а не на решение, которым признано его вину.

 Апелляционная же инстанция исковые требования удовлетворила. Судьи определили, что заявителем представлены все возможные доказательства, а проверка органами ГМС проведена поверхностно чем они нарушили свои должностные обязанности, определенные международным законодательством и законами Украины.

Подытоживая вышесказанное следует сделать вывод, что существуют различные правовые возможности решения вопроса получения статуса беженца или лица, нуждающегося в дополнительной защите. К тому же каждая ситуация индивидуальна и требует отдельного подхода, поэтому даже если получили отказ отдела ГМС, Вы имеете право обжаловать данные действия в судебном порядке. Юристы ЮК ЛегаЛ предлагают консультации и правовую помощь по вопросу получения соответствующего статуса.