Юридическая Компания

ВАСУ просит Президента Украины применить право вето относительно Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»

Опубликовано 13 Июн 2016 в Новости | Нет комментариев

 

Высший административный суд Украины обратился к Президенту Украины Петру Порошенко с просьбой применить предоставленное ему Конституцией Украины право вето относительно принятого 2 июня с.г. Верховным Советом Украины Закона «О судоустройстве и статусе судей». Об этом сообщает пресс-служба ВАСУ.

Так, в письме ВАСУ, отмечается не соответствие отдельных положений недавно принятого закона требованиям статей Конституции Украины. Также, по мнению ВАСУ, в нем не учтены рекомендации Венецианской комиссии и Закон «О судоустройстве и статусе судей» содержит коррупциогенные факторы.

В то же время Закон частично не соответствует требованиям статей 1 и 8 Конституции Украины, согласно которым Украина является правовым государством, где признается и действует принцип верховенства права, элементом которого является принцип правовой определенности, о чем неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Украины.

В частности, частью пятой статьи 125 принятого Верховным Советом Украины 2 июня с.г. Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» предусматривается, что с целью защиты прав, свобод и интересов лица в сфере публично-правовых отношений действуют административные суды. Но эта статью полностью проигнорирована Законом «О судоустройстве и статусе судей», а также не приняты во внимание рекомендации, которые 23 октября с.г. приняла Европейская комиссия «За демократию через право» (Венецианская комиссия), которыми признается существование административных судов как автономной судебной системы.

Возглавлять вертикаль административных судов должен лишь один, не подчиняющийся никому Высший административный суд Украины, который организационно, юридически и процессуально будет полностью самостоятельным и независимым.

Итак, предложенные Законом организационные основы системы административных судов нарушают целостность этой системы, содержащие существенные угрозы конституционным гарантиям права граждан на судебную защиту от неправомерных действий субъектов властных полномочий.

Кроме того, часть первая статьи 31 Закона предусматривает, что в системе судоустройства действуют высшие специализированные суды как суды первой инстанции по рассмотрению отдельных категорий дел. Соответственно, может возникнуть проблема относительно апелляционного и кассационного обжалования решений таких судов, поскольку она не предусмотрена в Законе.

Часть вторая статьи 31 Закона предусматривает исчерпывающий перечень высших специализированных судов, а именно Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности и Высший антикоррупционный суд. Перечень высших специализированных судов, приведенный в Законе, является неоправданным с точки зрения финансовых затрат для обеспечения деятельности такого суда (большая нагрузка на государственный бюджет) и одновременно с точки зрения нагрузки на судью (малое количество соответствующих дел для этих высших специализированных судов).

Также часть вторая статьи 61 Закона содержит перечень сведений, которые должен указывать судья в декларации родственных связей судьи. При этом не учтена ситуация, когда родственники не желают предоставлять информацию или находятся с судьей в неприязненных отношениях.

Статьей 106 Закона предусматривается установить дополнительные основания для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, а именно: непредставление или несвоевременное представление декларации родственных связей судьей в порядке, определенном настоящим Законом; представление в декларации родственных связей судьи заведомо недостоверных (в том числе неполных) сведений; декларирования заведомо недостоверных (в том числе неполных) утверждений в декларации добродетели судьи.

Предложенные Законом изменения направлены на нивелирование закрепленного в статье 126 Конституции Украины положения о независимости и неприкосновенности судей, которые гарантируются Конституцией и законами Украины.

Учитывая изложенное, Высший административный суд Украины считает, что этот Закон направлен на разрушение системы административного судопроизводства, внедрение которой является свидетельством развития демократического, правового государства в соответствии с европейскими стандартами и гарантией права человека на справедливый суд. Закон противоречит нормам действующей Конституции Украины и принятом Верховным советом Украины 2 июня с.г. Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)», является Законом с высокой долей коррупционной составляющей и приведет к ликвидации института независимости судей, невозможности осуществления эффективной судебной защиты прав граждан и юридических лиц.