Юридическая Компания

Висший административный суд предоставил обобщение судебной практики решения споров, возникающих в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния

Опубликовано 25 Окт 2016 в Новости судебной практики | Нет комментариев

Пленум Высшего административного суда постановлением от 19 октября 2016 года № 12 утвердил обобщение практики решения административными судами споров, возникающих в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния.

Судьям административных судов рекомендуется учитывать при принятии решений по делам соответствующей категории данные Обобщение:

Вопрос предметной подсудности дел, связанных со спорами, возникающими в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния

Исходя из того, что исследуемая категория дел относится к юрисдикции административного суда, предметную подсудность таких дел как административных следует определять на основании статьи 18 КАС Украины.
Поскольку орган государственной регистрации актов гражданского состояния является государственным органом, а предметом спора исследуемой категории есть соответствующие решения и действия этого органа, предметная подсудность таких дел определяется частью второй статьи 18 КАС Украины, согласно которой такие дела подсудны окружным административным судам. К таким делам нельзя применять положения части третьей указанной статьи, которой определено альтернативную подсудность (местном общем суда как административному суду или окружному административному суду по выбору истца), поскольку это положение применяется только к делам об обжаловании действий или бездействия (однако, не решений) должностных или должностных лиц местных органов исполнительной власти, а не соответствующие органы.

Территориальная подсудность дел, связанных со спорами, возникающими в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния

Территориальная подсудность дел исследуемой категории должна определяться на основании статьи 19 КАС Украины с учетом положений части третьей статьи 22 Закона «О государственной регистрации актов гражданского состояния», а также пункта 2.1 Правил внесения изменений в актовые записи гражданского состояния, их восстановления и аннулирования.
Указанные административные дела решаются по выбору истца административным судом по зарегистрированному в установленном законом порядке месту жительства (пребывания, нахождения) этого лица-истца или административным судом по местонахождению ответчика. Если такое лицо не имеет места жительства (пребывания, нахождения) в Украине, тогда дело решает административный суд по местонахождению ответчика.
В соответствии с частью третьей статьи 22 Закона «О государственной регистрации актов гражданского состояния» заявление о внесении изменений в актовую запись гражданского состояния подается в соответствующий орган государственной регистрации актов гражданского состояния по месту жительства заявителя, а в случаях, предусмотренных законодательством, — по месту хранения актовой записи гражданского состояния.
Такие отдельные случаи конкретизированы пунктом 2.1 Правил внесения изменений в актовые записи гражданского состояния, их восстановления и аннулирования. В частности, в случаях, предусмотренных статьей 53 Семейного кодекса Украины истец может по своему выбору подать заявление также в отдел государственной регистрации актов гражданского состояния по месту хранения первого экземпляра актовой записи о браке. Пунктом 2.1 Правил установлено также некоторые другие определения надлежащего органа государственной регистрации актов гражданского состояния, в который должны обращаться соответствующие лица, однако соответствующие случаи не были предметом рассмотрения в делах, предоставленных для анализа.
Таким образом, в большинстве случаев, указанных в статье 22 Закона «О государственной регистрации актов гражданского состояния» и пункте 2.1 Правил внесения изменений в актовые записи гражданского состояния, их возобновление и аннулирование, лицо подает заявление в орган государственной регистрации актов гражданского состояния по месту жительства заявителя. В результате территориальная подсудность дел об отказе органа государственной регистрации актов гражданского состояния внести изменения в актовую запись гражданского состояния по заявлению лица в соответствии с частью второй статьи 19 КАС Украины определяется однозначно: оно подсудно окружному административному суду по месту жительства истца. В других случаях, указанных в пункте 2.1 Правил, подсудность такого дела определяется по выбору истца или, если такое лицо не имеет места жительства (пребывания, нахождения) в Украине, дело подсудно по месту нахождения ответчика — органа государственной регистрации актов гражданского состояния.

Проблема надлежащего истца по делам, связанным со спорами, возникающими в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния
Согласно части второй статьи 22 Закона «О государственной регистрации актов гражданского состояния» (указанные нормы содержит также пункт 2.5 Правил внесения изменений в актовые записи гражданского состояния, их возобновление и аннулирование), внесение изменений в актовую запись гражданского состояния производится по заявлению:
лица, в отношении которого составлена запись;
одного из родителей, опекуна, попечителя ребенка;
опекуна недееспособного лица;
наследника умершего;
представителя органа опеки и попечительства при осуществлении полномочий по опеке и попечительству в отношении лица, которое имеет право на подачу такого заявления.
Именно эти субъекты, наделенные правом обращения в орган государственной регистрации актов гражданского состояния с заявлением о внесении исправления или изменения в актовую запись гражданского состояния, должны считаться надлежащими истцами в рассматриваемой категории дел.

Проблемные вопросы, связанные с установлением (изменением) национальности лица актовые записи гражданского состояния
в случае отказа в удовлетворении требований по изменению записей о национальности суд признавал возможность удовлетворения таких требований при наличии достаточных доказательств или в порядке гражданского судопроизводства.
Решая споры с внесением изменений в актовые записи, связанные с изменением национальности, суды принимают во внимание следующие факты: документы, в которых есть ссылки на национальность; объяснения истцов по семейным и религиозных традиций, культуры, религии; и установленные другими судебными решениями факты. Суды квалифицируют как надлежащий запись о национальности лица в актовых записях и считают, что внесение изменений в актовые записи гражданского состояния по национальности лица, как и других изменений, производится отделами государственной регистрации актов гражданского состояния в соответствии со статьей 22 Закона «О государственной регистрации актов гражданского состояния »при наличии достаточных оснований.
В связи с этим считаем необходимым рассмотреть изменения нормативного регулирования вопросов фиксации национальности лица в документах, удостоверяющих личность, и в актовых записях гражданского состояния.

Не может приниматься во внимание постановление Пленума Верховного Суда Украины от 07.07.95 № 12 «О практике рассмотрения судами дел об установлении неправильности записи в актах гражданского состояния», поскольку оно не соответствует действующему законодательству.