Юридическая Компания

Закон о дезинформации: кого перестанут считать журналистом и за что можно попасть в тюрьму

Опубликовано 31 Янв 2020 в Новости | Нет комментариев

20 января 2020 Министерство культуры, молодежи и спорта представило сравнительную таблицу к законопроекту «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения национальной информационной безопасности и права на доступ к достоверной информации», подобный уже зарегистрированному в Раде проекту №2693 «О медиа».

Реакция журналистского сообщества не заставила себя ждать: общественность сразу же отреагировала на спорный документ и совершенно оправданно: предложенными нормами законодатели предлагают ограничить круг лиц, которые могут считаться журналистами и лишить специальных прав всех остальных, ввести уголовную ответственность за распространение дезинформации, при том, что само определение «дезинформация» достаточно абстрактное, а также предложили ввести «Индекс доверия» к СМИ, который будет регулироваться который новым государственным институтом — Уполномоченным по вопросам информации.

Так, согласно проекту, дезинформация — недостоверная информация по вопросам, представляющим общественный интерес, в частности по национальной безопасности, территориальной целостности, суверенитету, обороноспособности Украины, прав украинского народа на самоопределение, жизни и здоровья граждан, состояния окружающей среды — именно такие определения приведены в проекте, однако более детального толкования «дезинформации» не предоставлено.

Механизм контроля за информацией: Уполномоченный по вопросам информации и Индекс доверия

Проект предлагает ввести институт надзора за достоверностью информации во главе с Уполномоченным по вопросам информации. Уполномоченный будет наделен широким кругом полномочий и осуществлять надзор над достоверностью распространенной информации, будет иметь право на ответ, комментарий, собственное толкование фактов, событий или явлений.

В случае выявления дезинформации Уполномоченный будет направлять распространителям заявление об опровержении дезинформации через электронную систему доверия, а распространитель будет обязан удовлетворить требования Уполномоченного — ограничить доступ к такой информации и опубликовать текст опровержения.

В случае, если распространитель не будет реагировать на требования Уполномоченного, о таком нарушении будет проинформирован Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания.

К функции Уполномоченного отнесено определение Индекса доверия к распространителю массовой информации на основания соответствии СМИ следующим критериям:

— достоверность распространяемой информации;

— соблюдение журналистами такого распространителя массовой информации правил профессиональной этики;

— соблюдение требований по прозрачности и правил реализации права на ответ и опровержение дезинформации и недостоверной информации.

Копия заключения по индексу доверия вносится в электронную систему доверия, после чего распространитель массовой информации может использовать в своей деятельности обозначения индекса доверия.

Также за распространяемой информацией должны следить ВСЕ органы государственной власти, местного самоуправления, а также государственные предприятия и т.д., но, к счастью, только за той, которая распространяется в отношении таких учреждений.

Кто такие профессиональные журналисты, и какие преимущества они получат

Профессиональными журналистами будут считаться те, которые получили аккредитацию в Ассоциации профессиональных журналистов Украины или имеют аккредитацию иностранного журналиста, согласно Реестру аккредитованных иностранных журналистов.

Для аккредитации в Ассоциации лицо должно быть деликтоспособным, принимать и соблюдать Кодекс профессиональной этики журналиста и иметь подтвержденный опыт основной работы журналистом на основании трудового или иного договора с украинским или иностранным субъектом в сфере медиа не менее трех лет. Аккредитацию можно будет получить, подав онлайн-заявление.

Эти лица будут иметь пресс-карту журналиста, выданную Ассоциацией, а любые другие пресс-карты или удостоверения не предоставлять им права пользоваться привилегиями, связанными с профессиональной деятельностью.

Согласно действующему Закону «О печатных средствах массовой информации», сейчас статус журналиста подтверждает редакционное удостоверение или иной документ, выданный ему редакцией печатного СМИ. В этом же законе утверждается, что профессиональная принадлежность журналиста может подтверждаться документом, выданным профессиональным объединением журналистов (Национальный союз журналистов Украины (НСЖУ), Национальной медиа-профсоюзом Украины (НМПУ). При этом условия получения такого документа более лояльные.

Однако, вместе с усилением количества требований к лицам, которые могут считаться профессиональными журналистами, расширяется круг предоставляемых им привилегий. Так, журналист, имеющий членство в Ассоциации, при предъявлении пресс карты имеет право:

— на сбор информации в зонах чрезвычайных ситуаций, в том числе районах стихийного бедствия, катастроф, в местах аварий, массовых беспорядков, местах проведения антитеррористических операций и операции Объединенных сил;

— иметь ежегодный отпуск продолжительностью 36 календарных дней за счет субъектов в сфере медиа (вместо 24 дней);

— на досрочную пенсию (с 55 для мужчин и с 50 лет для женщин, при наличии стажа 25 или 20 лет соответственно) и одноразовую денежную помощь в размере 50 прожиточных минимумов (113,5 тыс. грн в 2020 году) в случае ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей в местах чрезвычайных событий. Также на досрочную пенсию могут выйти оператор и фотокорреспондент, которые работали с таким журналистом.

— в случае проведения у журналиста обыска, он должен быть предупрежден о нем не позднее чем за 24 часа о его проведении, также гарантируется присутствие адвоката от Ассоциации и возможность пригласить не более трех членов Ассоциации в качестве свидетелей; проект определяет и другие специальные гарантии для журналистов во время проведения следственно-розыскных действий, которые улучшают его положение и скорее всего, призваны, чтобы обезопасить их от незаконных преследований и травли со стороны государства, связанные с их деятельностью.

В случае гибели профессионального журналиста при исполнении им профессиональных обязанностей членам семьи погибшего, а в случае отсутствия семьи — его родителям и иждивенцам из государственного бюджета выплачивается единоразовое пособие в размере 100 прожиточных минимумов (227 тыс. грн в 2020 году)

Ответственность за дезинформацию: ждет ли журналиста тюрьма?

За распространение недостоверной информации ответственность в равных частях будут нести как сам автор, так и распространитель такой информации.

Если информация была распространена через официальные сообщения органами государственной власти или местного самоуправления, или является дословным цитированием заявлений и выступлений (устных и письменных) должностных лиц, или распространялась без предварительной записи и содержалась в выступлениях лиц, не являющихся работниками распространителя массовой информации, журналист освобождается от ответственности за ее распространение. Не являются дезинформацией и оценочные и критические суждения, сатира и пародия, а также недобросовестная реклама и распространение информации физическими лицами путем размещения гиперссылок.

Однако главный вопрос ответственности журналистов — это вопрос уголовной ответственности за распространение дезинформации, которое наделало шума среди всех СМИ.

Объясняем: проект действительно предусматривает уголовную ответственность за распространение дезинформации, но только при следующих условиях:

— распространение должно быть систематическое (более трех раз в течение одного года);

— распространяемые факты представляют угрозу национальной безопасности, общественной безопасности, территориальной целостности, суверенитета, обороноспособности Украины, права украинского народа на самоопределение, жизни и здоровья граждан, состояния окружающей среды в период отсутствия полного контроля Украины на государственной границей Украины;

— является обязательным обращение в Европейский суд по правам человека с просьбой предоставить консультативное заключение.

При таких условиях на распространителя налагается штраф 5-10 тыс. н.м.д.г. (85-170 тыс. грн в 2020 году) или исправительные работы от 1 до 2 лет.

Лицо будет осуждено к лишению свободы от 2 до 5 лет в случае, если такие действия были совершены с использованием ботов, или специально организованной системы (группы) учетных записей или пользователей информационных услуг или средств умышленного фальсификации (подделки) источников информации. За финансирование таких действий предусматривается лишение свободы на срок от 2 до 5 лет. Также отягчающими обстоятельствами является совершение таких действий группой лиц, организованной группой или повторно.

Что касается статей, которые уже предусматривают уголовную ответственность за распространение информации, которая угрожает общественной безопасности (призывы к совершению действий, угрожающих общественному порядку, публичные призывы к совершению террористического акта, пропаганда войны), они дополнены частью, которая предусматривает те же действия с использованием медиа или других средств распространения массовой информации — это обстоятельство будет считаться отягчающим.

С учетом несовершенства положений, журналисты Института массовой информации уже заявили о том, что не согласны с положением законопроекта и порекомендовали депутатам не поддерживать его.

Автор: эксперт-аналитик портала «БИЗНЕС» Виктория Губарева