Юридическая Компания

Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах»: чего ждать потребителям

Опубликовано 15 Ноя 2017 в Главная, Статьи на юридические темы | Нет комментариев

09.11.2017 года Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах».

Данный документ определяет совершенно новое правовое регулирование в сфере жилищно-коммунальных услуг. Любого рядового гражданина интересует что же его ждет как потребителя жилищно-коммунальных услуг. В нашей статье предлагаем ознакомиться с некоторыми положениями нового закона. Кроме того, обращаем Ваше внимание, что несмотря на принятие любых законов потребители жилищно-коммунальных услуг вправе защитить себя руководствуясь законодательством в сфере защиты прав потребителей. Поэтому если считаете, что Вам начислено завышенную плату за потребленные услуги, услуги предоставляются ненадлежащим образом, Вы имеете возможность защитить свои права в претензионном или судебном порядке. Специалисты ЮК Легал предоставляют консультации и правовую помощь по защите интересов и нарушенных прав в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

«Новый» закон «О жилищно-коммунальных услугах» определяет, что жилищно-коммунальные услуги — это результат хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение условий проживания и / или пребывания лиц в жилых и нежилых помещениях, зданиях и сооружениях, комплексах зданий и сооружений в соответствии с нормативами, нормами, стандартами, порядков и правил, осуществляется на основании соответствующих договоров о предоставлении жилищно-коммунальных услуг.

Законом введена новая классификация жилищно-коммунальных услуг, а именно услуги разделены на жилищные (услуги по управлению многоквартирным домом) и коммунальные (услуги по поставке и распределению природного газа, электрической энергии, поставки тепловой энергии, снабжение горячей воды, централизованного водоснабжения, водоотведения, по обращения с бытовыми отходами).

При этом услуга по управлению многоквартирным домом включает в себя:

  • содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе уборка внутридомовых помещений и придомовой территории, выполнения санитарно-технических работ, обслуживание внутридомовых систем (кроме обслуживания внутридомовых систем, используемых для предоставления соответствующей коммунальной услуги в случае заключения индивидуальных договоров о предоставлении такой услуги, по условиям которых обслуживание таких систем осуществляется исполнителем), содержание лифтов и т.д.;
  • покупку электрической энергии для обеспечения функционирования общего имущества многоквартирного дома;
  • текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Закон разделяет потребителей жилищно-коммунальных услуг на индивидуальных и коллективных потребителей:

Индивидуальный потребитель — физическое или юридическое лицо, являющееся владельцем (совладельцем) недвижимого имущества, или с согласия собственника другое лицо, которое пользуется объектом недвижимого имущества и получает жилищно-коммунальную услугу для собственных нужд и по которым или от имени, которого заключен соответствующий договор о предоставлении жилищно-коммунальной услуги.

Коллективный потребитель — юридическое лицо, которое объединяет потребителей в здании и в их интересах заключает договор о предоставлении коммунальной услуги.

Итак, если теперь существуют индивидуальные и коллективные потребители, то и договор о предоставлении коммунальных услуг теперь является индивидуальным и коллективным. Коллективный договор о предоставлении коммунальных услуг — это договор о предоставлении коммунальных услуг, который заключается с исполнителем коммунальных услуг по решению совладельцев (на условиях, определенных в решении совладельцев (ОСМД) и является обязательным для выполнения всеми совладельцами.

Не является предметом регулирования этого Закона отношения, возникающие между совладельцами, а также между совладельцами и объединением совладельцев многоквартирного дома.

О полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления, определенных «новым» Законом, заслуживающим внимания, считаем следующее.

Отныне к полномочиям Кабинета Министров Украины относится:

  • утверждении правил предоставления (поставки) коммунальных услуг (кроме услуг по поставке и распределению природного газа и по снабжению и распределению электрической энергии) и услуг по управлению многоквартирным домом;
  • утверждении типовых договоров о предоставлении (поставка) коммунальных услуг (кроме услуг по поставке и распределению природного газа и по снабжению и распределению электрической энергии) и услуг по управлению многоквартирным домом;
  • установление порядка осуществления профессиональной аттестации управляющих по специальности «менеджер (управляющий) жилого дома (группы домов)» и критериев, которым должны соответствовать предприятия, учреждения, организации, осуществляющие профессиональную аттестацию;
  • установлении предельного размера платы за абонентское обслуживание.

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеет полномочия по:

  • установления порядка информирования потребителей о намерении изменения цен/тарифов на коммунальные услуги (кроме услуг по поставке и распределению природного газа и по снабжению и распределению электрической энергии) с обоснованием такой необходимости;
  • установления обязательного перечня услуг, затраты на которые включаются в состав расходов на содержание многоквартирного дома и придомовой территории.

Бесспорно, Законом определены права и обязанности потребителей и исполнителей услуг.

Так, интересным нововведением является право потребителей на неоплату стоимости коммунальных услуг (кроме поставок тепловой энергии) в случае их неиспользования (при отсутствии приборов учета) за период временного отсутствия в жилом помещении (ином объекте недвижимого имущества) потребителя и других лиц более 30 календарных дней, при условии документального подтверждения в соответствии с условиями договоров о предоставлении коммунальных услуг. А также:

  • право без дополнительной оплаты детальный получить расчет распределения объема потребленных коммунальных услуг между потребителями многоквартирного дома;
  • без дополнительной оплаты получать информацию о проведенных управляющим, исполнителем коммунальной услуги начислениях платы за жилищно-коммунальные услуги (с распределением по периодам и видам начислений) и полученные от потребителя платежи (забавным, по нашему мнению, является акцент законодателя на формулировку «без дополнительной платы», хотя, учитывая наши реалии потребителям не раз придется брать на вооружение данную норму Закона);
  • в установленном законодательством порядке отключиться от систем централизованного теплоснабжения и поставки горячей воды;
  • расторгнуть договор о предоставлении коммунальной услуги, предупредив об этом исполнителя соответствующей коммунальной услуги не менее чем за два месяца до даты расторжения договора, при условии допуска исполнителя для осуществления технического прекращения предоставления соответствующей услуги. Это право не распространяется на договор о поставках тепловой энергии, заключенный с потребителями в многоквартирном доме, кроме случая расторжения такого договора коллективным потребителем.

Отдельная статья посвящена правам и обязанностям коллективного потребителя.

Обратите внимание, что теперь обязанность по обеспечению готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых систем, находящихся в жилом доме (в том числе многоквартирном) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственника такого дома (совладельцев многоквартирного дома), если эта обязанность не возложена им (ими) на управляющего или другое лицо в соответствии с законом или договором. Ремонт внутридомовых систем газоснабжения и электроснабжения в жилых домах (кроме работ, входящих в техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения в жилых домах) осуществляется за счет собственников (совладельцев) такого жилого, в том числе многоквартирного, дома в соответствии со сметой, представленного оператором газораспределительной системы или другим субъектом хозяйствования, который имеет разрешение на проведение таких работ, и утвержденного владельцем (совладельцами) дома.

В заключительных и переходных положениях Закона определено, что в многоквартирных домах, в которых на день вступления в силу настоящего Закона не менее половина квартир и нежилых помещений отделена (отключена) от сетей централизованного отопления и централизованного снабжения горячей воды, владельцы квартир и нежилых помещений, присоединенных к таким сетям, не обязаны, но имеют право исключительно по собственному решению в установленном порядке отделить (отключить) от них свою квартиру или нежилое помещение и устроить систему индивидуального теплоснабжения (отопления и/или горячего водоснабжения) в такой квартире или нежилом помещении.

Не допускается принудительное отделение (отключения) от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой владельцев квартир и нежилых помещений, присоединенных к таким сетям, в многоквартирных домах в случае отделения (отключения) от этих сетей других собственников квартир и нежилых помещений. То есть, потребителям предоставлено право ВЫБИРАТЬ. Данный вопрос неоднократно становилось предметом дискуссий и даже судебных споров, даже больше – сложилась определенная судебная практика о возможности использования индивидуальным потребителем права отсоединиться от сетей централизованного отопления. С вступлением в силу Закона, наверное, данная ситуация изменится.

Отдельный раздел Закона посвящен договорам о жилищно-коммунальных услугах. Четко определены существенные условия договора о предоставлении жилищно-коммунальной услуги, к которым относятся:

1) перечень услуг;

2) требования к качеству услуг;

3) права и обязанности сторон;

4) ответственность сторон за нарушение договора;

5) цена услуги;

6) порядок оплаты услуги;

7) порядок и условия внесения изменений в договор, в том числе по цене услуги;

8) срок действия договора, порядок и условия продления его действия и расторжения.

Четко установлено, что договор о предоставлении коммунальных услуг заключается сроком на один год. Если за один месяц до истечения указанного срока ни одна из сторон не уведомит письменно другую сторону об отказе от договора, договор считается продленным на очередной однолетний срок.

Отказ потребителя (иного лица, которое в соответствии с договором или законом заключает такой договор в интересах потребителя) от заключения договора с исполнителем коммунальной услуги не освобождает его от обязанности оплаты фактически потребленной коммунальной услуги, предоставленной таким исполнителем.

Отдельные статьи определяют особенности заключения, изменения и прекращения договоров о предоставлении коммунальных услуг в многоквартирном доме, а также порядок заключения, изменения и прекращения договоров о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом

Вопрос, что, наверное, волнует потребителя наибольше, это вопрос об учете и начисления платы за потребленные услуги. Так вот, «новый» Закон определяет, что цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются по договоренности сторон, кроме случаев, когда в соответствии с законом цены (тарифы) являются регулируемыми. В таком случае цены (тарифы) устанавливаются уполномоченными законом государственными органами или органами местного самоуправления в соответствии с законом. В случае принятия уполномоченным органом решения об изменении цен/тарифов на коммунальные услуги исполнитель в срок, не превышающий 15 дней с даты введения их в действие, сообщает об этом потребителям со ссылкой на решение соответствующих органов.

Плата исполнителю коммунальной услуги (кроме услуг по поставке и распределению природного газа и электрической энергии) по индивидуальному договору состоит из:

1) платы за услугу, которая рассчитывается исходя из размера утвержденных цен/тарифов на соответствующую коммунальную услугу и объема потребленных коммунальных услуг, определенного в соответствии с законодательством;

2) платы за абонентское обслуживание, предельный размер которой определяется Кабинетом Министров Украины;

3) платы за обслуживание, текущий ремонт внутридомовых систем многоквартирного дома, которые обеспечивают предоставление такой услуги определяется договором между исполнителем и совладельцами.

Плата исполнителю коммунальной услуги по поставке и распределению природного газа, исполнителю коммунальной услуги по поставке и распределению электрической энергии по индивидуальному договору состоит из:

1) платы за услугу, рассчитываемый в соответствии с принципами формирования и установления цен/тарифов на соответствующую коммунальную услугу, определенных законом;

2) платы за техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих предоставление соответствующей услуги, если совладельцы приняли решение о проведении таких работ исполнителем соответствующей коммунальной услуги.

Стоит обратить внимание, что Закон определяет понятие «плата за абонентское обслуживание», которой является платеж, что потребитель платит исполнителю коммунальной услуги по индивидуальному договору о предоставлении коммунальных услуг в многоквартирном доме (кроме услуг по поставке и распределению природного газа и по снабжению и распределению электрической энергии) для возмещения расходов исполнителя, связанных с заключением договора о предоставлении коммунальной услуги, осуществлением распределения объема потребленных услуг между потребителями и взиманием платы за потребленные коммунальной услуги, а в случаях, определенных этим Законом, также и расходы на обслуживание приборов — распределителей тепловой энергии и/или узлов учета, обеспечивающих индивидуальный учет потребления соответствующей коммунальной услуги в квартирах (помещениях) многоквартирного дома.

С принятием Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» некоторые совладельцы создали объединение совладельцев многоквартирного дома (ОСМД) или заключили договор на управление многоквартирным домом. «Новый» Закон также не обошел данный вопрос стороной: в заключительных и переходных положениях определено, что не позднее чем в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Закона совладельцы многоквартирных домов независимо от выбранной ими формы управления многоквартирным домом должны принять решение о модели организации договорных отношений с исполнителями коммунальных услуг (кроме услуг по поставке электрической энергии и природного газа) по каждому виду коммунальной услуги. В многоквартирных домах, в которых на день вступления в силу настоящего Закона не создано ОСМД, совладельцами не принято решение о форме управления многоквартирным домом и не объявлен конкурс по назначению управляющего многоквартирного дома исполнительный орган местного совета (или другой орган — субъект властных полномочий, которому делегированы функции по осуществлению управления объектами жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения их содержания и эффективной эксплуатации, необходимого уровня и качества услуг) обязан объявить и провести такой конкурс в трехмесячный срок со дня получения протокола собрания совладельцев многоквартирного дома с просьбой назначить управляющего.

В отношении управляющего и урегулирования отношений с ним Закон определяет следующее: управляющий — юридическое лицо обязано иметь в штате не менее одного наемного работника, прошедшего профессиональную аттестацию на соответствие квалификационным требованиям профессии «менеджер (управляющий) жилого дома (группы домов)».

Управляющий — физическое лицо — предприниматель обязан самостоятельно пройти профессиональную аттестацию или иметь в штате по трудовому договору не менее одного наемного работника, прошедшего профессиональную аттестацию на соответствие квалификационным требованиям профессии «менеджер (управляющий) жилого дома (группы домов)».

Цена услуги по управлению многоквартирным домом устанавливается договором о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом в расчете на один квадратный метр общей площади жилого или нежилого помещения, если иное не определено договором о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом, и включает:

1) расходы на содержание многоквартирного дома и придомовой территории и текущий ремонт общего имущества многоквартирного имущества в соответствии со сметой расходов на содержание многоквартирного дома и придомовой территории, кроме расходов на обслуживание внутридомовых систем, используемых для предоставления соответствующей коммунальной услуги, в случае заключения индивидуальных договоров о предоставление такой услуги, по условиям которых обслуживание таких систем осуществляется исполнителем;

2) вознаграждение управляющему, которое определяется по соглашению сторон.

Смета расходов на содержание многоквартирного дома и придомовой территории является неотъемлемой частью договора о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом.

Определен порядок установления стоимости услуг по управлению многоквартирным домом, ее составляющих, а также то, что такая цена в течение срока действия договора управления может изменяться исключительно по согласованию сторон по основаниям и в порядке, определенных таким договором.

Закон определяет, что коммерческий учет коммунальных услуг по поставке тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения осуществляется узлами учета соответствующих коммунальных услуг, обеспечивающих общий учет их потребления в здания, его части (подъезде), оборудованной отдельным инженерным вводом, согласно показаниями его (их) средств измерительной техники.

Взносы за установку, обслуживание и замену узлов коммерческого учета коммунальных услуг по поставке тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения включаются в плату исполнителю соответствующей коммунальной услуги и в счете отражаются отдельно.

Сегодня СМИ переполнены информацией о штрафах в случае несвоевременной оплаты за потребленные услуги. Да, действительно в статье 26 «нового» Закона определено, что в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги потребитель обязан уплатить пеню в размере, установленном в договоре, но не выше 0,01 процента суммы долга за каждый день просрочки. Общий размер уплаченной пени не может превышать 100 процентов общей суммы долга.

Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем ​​предельного срока внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.

Исполнитель коммунальной услуги или управляющий многоквартирного дома обязан самостоятельно произвести перерасчет стоимости коммунальной услуги или услуги по управлению многоквартирным домом за весь период их непредоставления, предоставления не в полном объеме или несоответствующего качества, а также уплатить потребителю неустойку (штраф, пеню) в порядке и размере, определенных законодательством или договором.

Исполнитель коммунальной услуги не несет ответственности за ее непредоставление, предоставление не в полном объеме или несоответствующего качества, если докажет, что в точке учета такой услуги (в случае заключения индивидуального договора — на грани внутридомовых систем многоквартирного дома и инженерно-технических систем помещение потребителя) ее качество соответствовало требованиям, установленным настоящим Законом, другими актами законодательства и договором.

Исполнитель коммунальной услуги (кроме услуг по поставке и распределению электрической энергии и природного газа) имеет право ограничить (прекратить) предоставление соответствующей коммунальной услуги ее потребителю независимо от выбранной модели организации договорных отношений в случае непогашения в полном объеме задолженности за потребленные коммунальные услуги в течение 30 дней с дня получения потребителем предупреждения от исполнителя. Такое предупреждение направляется потребителю не ранее следующего рабочего дня после истечения предельного срока оплаты коммунальной услуги, определенного законодательством и/или договором о предоставлении соответствующей коммунальной услуги.

Вместе с тем, Закон определяет, как действовать потребителю в случае оказания услуг ненадлежащего качества: определены порядок оформления претензий потребителей и особенности оформления претензий потребителей в многоквартирном доме.

Новым в сфере жилищно-коммунальных услуг является четкая регламентация порядка доступа к жилью, иного объекта недвижимого имущества потребителя. Определено, что потребитель обязан обеспечить представителям исполнителя коммунальной услуги доступ к своему жилищу, другому объекту недвижимого имущества для:

1) ликвидации и предотвращения аварий, связанных с предоставлением соответствующей коммунальной услуги, — круглосуточно;

2) установление или замены санитарно-технического и инженерного оборудования, проведения технических или профилактических осмотров, снятия контрольных показаний узлов учета — согласно условиям договора о предоставлении соответствующей коммунальной услуги, договора об управлении многоквартирным домом.

Представители исполнителя коммунальной услуги при доступе к жилью, иного объекта недвижимого имущества обязаны:

1) предъявить соответствующее удостоверение;

2) уважать права потребителей, воздерживаться от разглашения информации о личной жизни потребителя, других лиц, находящихся в жилье (другом объекте недвижимого имущества), которая стала им известна в связи с доступом к жилью, иного объекта недвижимого имущества;

3) находиться только в тех помещениях, в которых расположено оборудование, проверка, ремонт, установка, замена или обзор которого проводится.

В неотложных случаях, связанных с необходимостью спасения жизни и здоровья людей и/или имущества, в установленном настоящей статьей порядке может быть осуществлено доступ к жилищу, иному объекту недвижимого имущества без получения согласия его владельца (пользователя) (несанкционированный доступ) для проведения осмотра и ликвидации или предотвращения аварии.

Несанкционированный доступ к жилью, иному объекту недвижимого имущества происходит без получения согласия его владельца (пользователя), если в момент возникновения неотложного случая такой владелец (пользователь) отсутствует и нет возможности установить связь с ним для информирования о необходимости немедленного прибытия, иному объекту недвижимого имущества или он отказывается допустить в принадлежащее ему жилье (другой объект недвижимого имущества) представителя исполнителя, и при этом есть объективные основания считать, что авария, которая создает угрозу жизни и/или имуществу, имеется именно в этом жилье (другом объекте недвижимого имущества).

Расходы на осуществление несанкционированного доступа в связи с отказом собственника (пользователя) предоставить допуск к своему жилищу (другому объекту недвижимого имущества), а также причиненный вследствие этого ущерб полагаются на виновное лицо.

Расходы, связанные с обеспечением несанкционированного доступа, проведением ремонтных и восстановительных работ, необходимых в связи с отсутствием собственника (пользователя) в жилье (другом объекте недвижимого имущества), возлагаются на лицо, по вине которого произошла авария.

Исполнитель коммунальной услуги, который самостоятельно осуществил указанные расходы, имеет право на требование о возмещении таких расходов за счет виновных лиц.

Вступает в силу Закон со дня, следующего за днем его опубликования, и вводится в действие по истечении шести месяцев со дня вступления в силу, кроме пункта 7 части первой, пункта 10 части второй и пунктом 2 части четвертой статьи 7, части третьей статьи 11, абзацев первого и второго части пятой статьи 18, части первой статьи 26, которые вводятся в действие с 1 января 2019 года.

Договора о предоставлении коммунальных услуг, заключенные до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют силу в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Закона, за исключением случая, если до истечения указанного срока совладельцы многоквартирного дома приняли решение о выборе модели организации договорных отношений с исполнителем коммунальной услуги. В случае если по таким договорам предусмотрено более ранний срок их прекращения, действие таких договоров продлевается до истечения срока, который равен одному году со дня вступления в силу настоящего Закона.

Следует сделать вывод, что, как и большинство недавно принятых законов, «новый» Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» вносит кардинальные изменения в правовое регулирование предоставления таких услуг. По нашему мнению, Закон имеет одновременно много плюсов и минусов. Но то, какие результаты даст действие Закона станет ясно со временем.

Если сегодня у Вас есть вопросы о предоставлении коммунальных услуг, создании объединения совладельцев многоквартирного дома (ОСМД) или заключении договора с управляющим — обращайтесь! Юристы ЮК Легал с радостью предоставят профессиональную консультацию и помощь по данным вопросам.