Опубликовано admin 6 Фев 2017 в Новости | Нет комментариев
Понятие «должностное лицо» не касается обязанностей помощника судьи, поскольку они не осуществляют организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций государства. А разъяснения НАПК по этому вопросу не имеют силы нормативно-правового акта.
Об этом говорится в обращениях Высшего административного суда Украины к Высшему совету правосудия и Совета судей.
В письмах указано, что после вступления в силу закона «О государственной службе» от 10.12.2015 № 889 помощники судей потеряли статус государственных служащих и отнесенные к должностям патронатной службы.
Одновременно появились сведения о том, что в отдельных индивидуальных разъяснениях, предоставленных Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции в ответ на обращение помощников судей, высказано мнение, что помощники судей являются субъектами е-декларирования. Свою позицию НАПК обосновывает тем, что помощники судей относятся к категории должностных и служебных лиц органов государственной власти и выполняют ряд консультативно-совещательных функций.
В письмах ВАСУ обращает внимание, что приводя выполнения лицами консультативно-совещательных функций как признак должностного лица иного государственного органа, НАПК фактически применила норму закона «О государственной службе» от 16.12.1993 № 3723, которая утратила силу вместе с вступлением в силу нового Закона № 889. Действующими нормативно-правовыми актами понятие «должностное лицо» не определено.
Зато есть нормативное определение понятия «должностное лицо», которое охватывает случаи совершения работником организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.
В обязанности помощников судей, в соответствии с Положением о помощнике судьи, утвержденным решением ССУ от 25.03.2011 № 14, не входит
осуществление каких-либо функций государства, в частности организационно-распорядительных или административно-хозяйственных. Осуществление помощником судьи консультативно-совещательных функций не охватывается деятельностью должностных лиц.
Кроме того в письмах обращено внимание на то, что разъяснения НАПК относительно применения отдельных положений закона «О предотвращении коррупции» носят лишь рекомендательный, информационный характер. Отнесения лиц к субъектам е-декларирования не касаются полномочий НАПК. Любые разъяснения НАПК не имеют силы нормативно-правового акта. Разъяснения законодательства, содержащих новые правовые нормы, являются недействительными и не подлежат исполнению.
Изложив такую позицию, ВАСУ ставит вопрос о том, должны ли работники патронатной службы, в том числе помощники судей, которые потеряли статус государственного служащего, как на этом настаивает НАПК, заполнять е-декларации и относятся ли они к категории субъектов декларирования.
С полным текстом обращений можно ознакомиться