Опубликовано admin 3 Авг 2017 в Новости судебной практики | Нет комментариев
В случае умышленного правонарушения или такого ненадлежащего исполнения обязанностей, которое приравнивается к нему, срок исковой давности устанавливается в 3 года. Такой вывод сделал ВСУ в постановлении №911/151/16, текст которого публикует «Закон и Бизнес».
В января 2015 года ОАО «Искра» обратилось в суд с иском, ссылаясь на то, что в результате ненадлежащего исполнения ФЛП Лицом 5 обязательств по оплате оказанных услуг по перевозке груза на выполнение заключенного между ними договора образовалась задолженность. Истец просил взыскать с ответчика в свою пользу задолженность.
Однако, как отметил ответчик, истец пропустил исковой давности в один год, последствия истечения которой ФЛП Лицо 5 просила применить.
Решением Хозяйственного суда Киевской области от 17.03.2016, оставленным без изменений постановлением Киевского апелляционного хозяйственного суда от 13.06.2016, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением ВХС от 16.08.2016 судебные решения предыдущих инстанций оставлено без изменений.
ВСУ дело передал на пересмотр в Хозяйственный суд Киевской области чтобы выяснить, есть ли допущенное неисполнение обязательства умышленным правонарушением (установить наличие вины в форме умысла). Обеспечивая единство судебной практики в применении норм материального права, Судебная палата по хозяйственным делам ВСУ выходил из следующего:
Согласно положениям ст.909 ГК, ст.307 ГК, по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется осуществить перевозку груза за установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается заключением перевозочного документа (транспортной накладной, коносамента и т.п.) в соответствии с требованиями законодательства.
По содержанию ч.2 ст.908 ГК, который корреспондируется с требованиями ч.5 ст.307 ГК, общие условия перевозки определяются этим кодексом, другими законами, транспортными кодексами (уставами), другими нормативно-правовыми актами и правилами, издаваемыми в соответствии с ними. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам устанавливаются договором, если иное не установлено настоящим кодексом, другими законами, транспортными кодексами (уставами), другими нормативно-правовыми актами и правилами, издаваемыми в соответствии с ними .
В рассматриваемом деле, перевозчик (истец) принял на себя обязательства перевозить предоставленный ему экспедитором-заказчиком (ответчиком) груз в международном и междугородном сообщении автомобильным транспортом и выдать груз уполномоченному лицу заказчика на его получение, а заказчик обязался после получения услуг внести за них обусловленную договором плату (п.1.1). Между истцом (перевозчиком) и грузоотправителями или грузополучателями договорных отношений нет.
Из анализа приведенных норм права и установленных судом обстоятельств дела усматривается, что между сторонами спора сложились правоотношения по перевозке груза.
Отсутствие в этом споре отношений транспортного экспедирования подтверждается положениями ст.929 ГК, ст.316 ГК, стст.1, 9 закона «О транспортно-экспедиторской деятельности», согласно которым по договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. То есть, сторонами такого договора является экспедитор и клиент, во исполнение поручений которого действует экспедитор.
Согласно ст.315 ГК по спорам, связанным с межгосударственными перевозками грузов, порядок предъявления исков и сроки исковой давности устанавливаются транспортными кодексами или уставами или международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой. Аналогичную норму закреплено в ст.926 ГК.
По содержанию ст.1 Конвенции (закон «О присоединении Украины к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов» от 1.08.2006 №57-V), она применяется к любому договору автомобильной перевозки грузов транспортными средствами за вознаграждение, когда указанные в договоре место принятия груза к перевозке и место, предусмотренное для доставки, находятся в двух разных странах, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции, независимо от местожительства и национальности сторон.
Анализ приведенных положений и условия п.6.2 договора по делу, которое рассматривается, дают основания для вывода, что суды ошибочно исходили из того, что на спорные требования не распространяется действие конвенции.
Итак, согласно ч.1 ст.32 конвенции срок исковой давности для требований, вытекающих из перевозки, на которое распространяется конвенция, устанавливается в один год. Однако в случае умышленного правонарушения или такого ненадлежащего исполнения обязанностей, которое согласно законодательству, применяемому судом, рассматривающим дело, приравнивается к умышленным неправомерным, срок исковой давности устанавливается в 3 года.
В соответствии с предписаниями ст.614 ГК лицо, нарушившее обязательство, несет ответственность при наличии его вины (умысла или неосторожности), если иное не установлено договором или законом. Лицо является невиновным, если докажет, что приняла все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие своей вины доказывает лицо, нарушившее обязательство.