Опубликовано director 18 Апр 2020 в Новости | Нет комментариев
В декабря 2019 года Верховная Рада приняла в новой редакции закон о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, который вступает в законную силу 24 апреля. В связи с чем в сети появилось очень много страшилок по поводу невозможности расчетных операций, даже таких как оплата коммунальных платежей онлайн.
В вязи с чем первый заместитель главы Национального банка Екатерина Рожкова дала разъяснения, что новый закон о финансовом мониторинге никак не повлияет на большинство операций по переводу денег.
Как отметила Рожкова, требования закона не будут распространяться на:
Как отметила Рожкова, закон вступит в силу 28 апреля и дает НБУ три месяца (до 28 июля 2020 года) на принятие нормативно-правовых актов.
«Но мы понимаем, что новаций много. Начиная от построения внутренней AML-системы, и заканчивая дистанционными технологиями при KYC. Поэтому, новое положение о финмониторинге для банков мы утвердим уже до конца апреля. Проект уже отработали с банками и Госфинмониторингом. Скоро отправим в Минфин и Госфинмониторинг на утверждение. До конца апреля все будет», — сказала она.
Для небанковских финансовых учреждений нормативные документы будут разработаны до конца июня. «Это будет единый документ, как для тех, кто уже под надзором НБУ, так и для тех, кто перейдет после «сплита». До конца июля точно утвердим, как этого требует закон», — сказала она.
Рожкова подчеркнула, что обязательно будет переходный период и для банков, и небанков. «Участники рынка получат дополнительное время для настройки процессов и реализации требований нормативки», — добавила она.
Рожкова также опровергла миф о том, что возможность удаленной идентификации будет только через BankID, к которому подключены 14 банков.
«Отвечаю. Варианты дистанционной KYC будут разные: BankID, квалифицированная электронная подпись, видеотрансляция, дистанционное считывание данных через NFC, платеж на отдельный счет банка с личного счета клиента. Вариантов хватает», — добавила она.
По ее словам, закон убьет рынок «серых» электронных денег. «Так, закон обязывает раскрыть владельцев электронных кошельков. Недопустимо, чтобы электронные деньги использовались для теневых операций», — сказала она.
«Краткий итог: главная идея нового закона — это, возможно, не всегда понятное словосочетание «риск — ориентированный подход». Объясняю. Ранее банки все равно проверяли всех клиентов: от студентов и пенсионеров до публичных деятелей. Отныне будет четкий перечень низкорисковых клиентов: оплата коммуналки; зарплатные проекты, стипендии, пенсии; ОСМД; предприятия ЖКХ, интернет-провайдеры; «белый» бизнес, который платит налоги и прочее. Внимание к низкорисковым клиентам будет минимальное», — заявила Рожкова.
Ранее в НБУ заявили, что обновленные требования к перечню информации о плательщике и получателе, вступающие в силу с 28 апреля, не будет иметь существенного влияния на подавляющее большинство операций по переводу средств.