Юридическая Компания

Что нужно знать перед тем, как идти в туристическую фирму

Опубликовано 13 Апр 2016 в Главная, Статьи на юридические темы | Нет комментариев

Приближается период отпусков. И те, кто уже считает дни на календаре до той самой заветной даты, уже начинают просматривать рекламные блоги, пестрящие картинки, которые обещают незабываемые впечатления и яркие эмоции.

Эту статью мы посвящаем тем, кто желает обезопасить себя, свои деньги и отдых заранее.

Ознакомьтесь с рекомендациями наших юристов, для того, чтобы ничто не смогло помешать Вам, наслаждаться такими долгожданными и желанными минутами покоя.

Итак, что нужно знать туристу, чтобы защитить свои права?

Поручая организацию своего отдыха туристической компании, необходимо помнить, что в этом случае отношения сторон, в том числе, в случае возникновения неприятностей и споров, регулируются условиями заключенного договора на туристические услуги.

Подобные договора заключаются на основании норм Гражданского кодекса Украины, законов Украины «О туризме», «О защите прав потребителей», а также других нормативно-правовых актов.

Выбирая туристическую компанию, необходимо обращать внимание, что согласно с Законом Украины «О туризме» туристическая компания может быть турагентом или туроператором, между которыми есть принципиальная разница.

Туроператоры — это юридические лица, для которых организация и обеспечение создания туристического продукта, реализация и предоставление туристических услуг, а также посредническая деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг является исключительной деятельностью, и которые получили лицензию на туроператорскую деятельность.

Турагент, юридическое лицо или физическое лицо – СПД, не может создавать собственный туристический продукт, а фактически выступает посредником при реализации созданного туроператором туристического продукта, и для него, в отличие от туроператора, эта деятельность не является исключительной.

Помните, субъект предпринимательской деятельности, который получил лицензию на туроператорскую деятельность, имеет исключительное право на предоставление услуг по оформлению документов для выезда за пределы Украины.

Туроператор может осуществлять также и турагентскую деятельность.

Предприятие не имеет права в своем названии использовать слово «туроператор» без получения им лицензии на осуществление туроператорской деятельности. Такие требования предусмотрены Законом Украины «О туризме».

Кроме того, тем же законом предусмотрена, с целью обеспечения прав и законных интересов граждан – потребителей туристических услуг, обязанность туроператора и турагента осуществить финансовое обеспечение своей гражданской ответственности перед туристами. Такое финансовое обеспечение используется в случае возникновения неплатежеспособности или в результате возбуждения процесса о признании банкротом туроператора или турагента для покрытия их ответственности за причиненный туристу ущерб. Для туроператора законодательством установлен минимальный размер финансового обеспечения в сумме, эквивалентной не менее 20000 евро, а в случае, если он предоставляет услуги исключительно по внутреннему и въездному туризму — не менее 10000 евро, тогда, как для турагента — не менее 2000 евро.

Заключаем договор

Перед заключением договора рекомендуем в обязательном порядке проверить наличие у туристической компании соответствующей лицензии на осуществление туроператорской или турагентской деятельности и упомянутого финансового обеспечения. Предоставление этой информации туристу еще до заключения договора на туристическое обслуживание является обязанностью турфирмы.

 Также туристу должна быть обязательно предоставлена информация об основных требованиях к оформлению выездных/въездных документов (паспорт, разрешение (виза) страны временного пребывания) и сроках их оформления, о медицинских предостережениях относительно осуществления туристической поездки, программе туристического обслуживания, характеристике гостиницы, санитарной и эпидемиологической обстановке, виде и способе обеспечения питания во время туристической поездки и т.п. (полный перечень закреплен в ст. 19-1 указанного Закона).

Что касается заключения договора на туристическое обслуживание, то по такому договору туроператор, который заключает договор непосредственно или через турагента, обязуется предоставить по заказу туриста комплекс туристических услуг (туристический продукт), а турист обязуется оплатить его.

Согласно с требованиями ст. 20 Закона Украины «О туризме» такой договор заключается в письменной или электронной форме. В договоре обязательно должны содержаться все так называемые существенные условия, при отсутствии хотя бы одного из которых договор будет считаться незаключенным.

 Такими условиями являются: срок пребывания с указанием дат начала и окончания туристического обслуживания; характеристика транспортных средств, осуществляющих перевозки (их вид и категория, дата, время и место отправления и возвращения (если перевозка входит в состав туристического продукта); информация о гостиницах, их месте расположения, категориях, а также сведения о подтверждении соответствия услуг гостиницы установленным требованиям, сроке и порядке оплаты гостиничного обслуживания; виды и способы обеспечения питания; минимальное количество туристов в группе (в случае! необходимости) и в связи с этим трехдневный срок информирования туриста о том, что туристическая поездка не состоится из-за недобора группы; программа туристического обслуживания; виды экскурсионного обслуживания и другие услуги, включенные в стоимость туристического продукта; другие субъекты туристической деятельности (их местонахождение и реквизиты), которые предоставляют туристические услуги, включенные в стоимость туристического продукта; страховщик, осуществляющий страхование туристов; правила въезда и пребывания в стране временного пребывания; стоимость туристического обслуживания, порядок оплаты и форма расчета.

При подписании договора особое внимание следует уделить условиям договора, которые регулируют:

— права и обязанности сторон договора (в том числе, но не исключительно, предусмотрено ли право туриста без каких-либо штрафных санкций отказаться от договора в случае увеличения стоимости поездки, имеет ли туристическая компания право на замену отеля без снижения его категории и т.д.);

— сроки и суммы средств, которые не возвращаются туристу в случае отказа от заказанной и оплаченной поездки;

— порядок и сроки предъявления претензий относительно ненадлежащего качества услуг.

Обратите внимание, что согласно ст. 16 ЗУ «О туризме»,  страхование туристов является обязательным и обеспечивается субъектами туристической деятельности на основе соглашений со страховщиками.

Туристы вправе самостоятельно заключать договоры на такое страхование. В этом случае они обязаны заблаговременно подтвердить туроператору или турагенту наличие должным образом заключенного договора страхования.

Договором страхования должны предусматриваться оказание медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране временного пребывания, т.е. туда, куда Вы направляетесь на отдых.

Такое страхование осуществляется один раз на весь период туристического путешествия.

 Право отказаться от исполнения договора

Также необходимо помнить, что согласно ст. 20 Закона Украины «О туризме» турист имеет право отказаться от исполнения договора до начала путешествия при условии оплаты туристической компании фактически осуществленных ею документально подтвержденных расходов, связанных с отказом.

Однако некоторые туристические компании с целью минимизации своих рисков, связанных с отказом туриста от поездки, предусматривают в договорах не только возмещение фактически понесенных расходов, но и немалый штраф, размер которого зависит от сроков такого отказа и может составлять до 100 процентов от стоимости поездки.

Положительным моментом в этом случае является тот факт, что суды при рассмотрении данной категории дел «поддерживают» сторону туриста, отмечая, что условия договора относительно невозвращения конкретно определенного процента от стоимости тура противоречат указанной ст. 18, а также ст. 20 Закона Украине «О туризме», поскольку являются несправедливыми, ограничивают права туриста как потребителя.

Турист имеет право:

— на получение туристических услуг, предусмотренных договором,

—  в случае не исполнения либо ненадлежащего исполнения туристической фирмой условий договора — на возмещение материальных и моральных убытков в полном объеме, если договором не предусмотрено возмещение в меньшем либо большом объеме,

—  личную безопасность, защиту жизни, здоровья, прав потребителя, а также имущества;

— получение соответствующей медицинской помощи;

— содействие со стороны органов государственной власти Украины в получении правовых и других видов помощи, а граждане Украины также и за ее пределами;

— реализацию других прав.

Туристы и экскурсанты обязаны:

— не нарушать права и законные интересы других лиц, требования законов, которые действуют на территории страны пребывания;

— выполнять таможенные, пограничные, санитарные и другие правила;

— уважать политический и социальный строй, традиции, обычаи, религиозные верования страны пребывания;

— сохранять окружающую среду, бережно относиться к объектам природы и культурного наследия в стране временного пребывания;

— соблюдать условия и правила, предусмотренные договором о предоставлении туристических услуг;

— предоставлять персональную информацию в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

соблюдать во время путешествия правила личной безопасности;

возмещать убытки, причиненные их неправомерными действиями.

Выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Украины и законодательством страны временного пребывания.

Споры относительно предоставления туристических услуг рассматриваются судами общей юрисдикции с соблюдением правил подсудности и подведомственности споров.

Таким образом, в случае возникновения у туриста претензий в стране пребывания по встрече, размещению, оснащению номера, питанию, проведению оплаченных экскурсий и т.п. необходимо обратиться к принимающей стороне и/или украинской туркомпании в порядке, предусмотренном условиями договора.

В случае неудовлетворения требований туриста на месте, необходимо в любом случае письменно зафиксировать свои претензии, опять же, в порядке, предусмотренном договором. Чаще условиями договоров на туристическое обслуживание предусмотрено, что турист должен составить соответствующий акт, который должен быть подписан представителем принимающей стороны и/или представителем администрации отеля. В противном случае считается, что турист получил туристические услуги в полном объеме и надлежащего качества.

Претензии после возвращения из тура 

После возвращения из путешествия туристу необходимо придерживаться сроков и порядка предъявления претензии туристической компании, предусмотренных условиями договора. Такая претензия подается туристической компании под расписку или направляется по почте заказным письмом, и должна содержать изложение фактов непредставления оплаченных услуг или предоставления их ненадлежащего качества. К претензии прилагаются копии документов, подтверждающие изложенные обстоятельства (например, справка из отеля, фотографии, чеки, квитанции о самостоятельной оплате туристом услуг, которые входили в стоимость путевки и т.д.).

Если в течение установленного в договоре срока претензия туристической компанией не была рассмотрена и удовлетворена, турист, в том числе, имеет право обратиться с соответствующим иском в суд о взыскании с туроператора причиненного ущерба.

Соблюдение всех приведенных рекомендаций поможет Вам не допустить нарушения прав, а в случае, если такое произойдет — своевременно отреагировать и получить необходимую и достаточную доказательную базу для дальнейшей защиты в суде. Наши юристы всегда помогут, проконсультируют, подготовят соответствующие исковые заявления, предоставят помощь в виде участия в суде. В случае вопросов, звоните или приходите.

Что делать, если Вы все оплатили, заключили договор, а турагент пропал?

В данном случае рекомендуем не терять время, а сразу же с подробно составленным заявлением обращаться в отделение полиции по территориальности. В заявление как можно детально опишите всю ситуацию, с кем общались, укажите всевозможные контактные данные, приложите подтверждение произведенной оплаты и просите внести сведения в Единый реестр досудебных расследований по факту мошенничества.

Приятного Вам отдыха!