Юридическая Компания

Оптимальная система налогообложения для Вашего бизнеса. Анализ существующих. Ответственность за уклонение от уплаты налогов

Опубликовано 30 Июн 2016 в Главная, Статьи на юридические темы | Нет комментариев

Вы решили открыть свое дело, зарегистрировать свой бизнес, — это статья для Вас. Здесь в полной мере отображены существующие виды налогообложения в Украине, виды налогов и виды налогового режима.

Перед тем, как заниматься регистрацией предпринимательской деятельности, ознакомьтесь со всем списком и выберете для себя более приемлемую форму налогообложения, которая бы подходила под конкретно Ваш вид хозяйственной деятельности. Ну, а если у Вас возникают затруднения или вопросы, на которые, в данной статье нет ответов, наши юристы и бухгалтера всегда готовы оказать Вам помощь в виде, как разовой консультации, так и постоянного бухгалтерского обслуживания.

Ну, а теперь более подробно и по существу:

в настоящее время налоговую систему Украины составляют 16 общегосударственных и 5 местных налогов и сборов.

К общегосударственным налогам и сборам относятся:

• налог на прибыль предприятий(18%);


  • налог на доходы физических лиц(18%);

  • налог на добавленную стоимость(20%);

  • акцизный налог( 5% ст.215 Налогового кодекса Украины);

  • сбор за первую регистрацию транспортного средства(ст.234 Налогового Кодекса Украины);

  • экологический налог( раздел VIII Налогового кодекса Украины);

  • рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака по территории Украины (ст.253 Налогового кодекса Украины);

  • плата за пользование недрами(ст.263-264 Налогового кодекса Украины);

  • плата за землю(ст.275; 288 Налогового кодекса Украины);

  • сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины(ст.320 Налогового кодекса Украины);

  • сбор за специальное использование воды(раздел XVI Налогового кодекса Украины);

  • сбор за специальное использование лесных ресурсов(ст.331 Налогового кодекса Украины);

  • фиксированный сельскохозяйственный налог(ст.304 Налогового кодекса Украины);

  • пошлина;

  • сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками( 3%; ст.312 Налогового Кодекса Украины);

  • сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности(2%; ст.316 Налогового Кодекса Украины).


К местным налогам и сборам относятся:

• налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка( ст.265 Налогового Кодекса Украины- отменен для религиозных организаций);


  • единый налог(ст.293 Налогового Кодекса Украины);

  • сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности(ст.267 Налогового Кодекса Украины);

  • сбор за места для парковки транспортных средств(ст.266 Налогового Кодекса Украины);

  • туристический сбор(ст.268 Налогового Кодекса Украины).
    Субъекты малого предпринимательства самостоятельно принимают решение о выборе налогового режима.

    Как юридические лица, так и физические лица предприниматели имеют право выбрать для себя наиболее экономически выгодный механизм уплаты налогов.

    Общая система налогообложения.
    Общая система налогообложения или общий налоговый режим предусматривает уплату всех видов налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством Украины, в зависимости от наличия определенных объектов налогообложения.
    Субъекты малого бизнеса на общем налоговом режиме имеют право заниматься любым видом деятельности (при получении соответствующих разрешительных документов), иметь неограниченную сумму дохода и количество наемных работников.
    Для юридических лиц, которые выбрали общий налоговый режим, основным налогом является налог на прибыль предприятий. Плательщиками этого налога являются субъекты хозяйствования – юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, как на территории Украины, так и за ее пределами; неприбыльные учреждения и организации в случае получения прибыли от неосновной деятельности и т.п.

    Объект налогообложения – прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем уменьшения суммы доходов отчетного периода на себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и сумму других расходов отчетного налогового периода. Налоговая база – денежное выражение прибыли как объекта налогообложения.

    Основная ставка налога –18%.
    В целом, преимуществами общего налогового режима являются:

  • отсутствие ограничений в видах деятельности;
    • отсутствие ограничений объема дохода и количества работников;
    • более широкая возможность планирования и оптимизации налогообложения
  • возможность неуплаты единого социального взноса физическими лицами–предпринимателями при отсутствии дохода.К недостаткам общего налогового режима следует отнести:


    • значительные временные и материальные затраты на выполнение налогового законодательства;


  • сложность администрирования;

  • высокая налоговая нагрузка;
  • обязательная регистрация плательщиком НДС при превышении оборота в 300 тыс. грн.

Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса.
Специальный налоговый режим в виде «упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности» предусмотрен в налоговой системе Украины для снижения налоговой нагрузки и стимулирования малого предпринимательства.
Упрощенная система налогообложения предполагает только один вид налога: единый налог, который уплачивается в местный бюджет. Независимо от этого предприниматели платят единый социальный взнос, зачисляемый на счета органов Пенсионного фонда Украины.

Налоговым законодательством Украины предусмотрены ограничения для перехода на упрощенную систему налогообложения, которые установлены относительно видов деятельности, численности наемных работников и доходов субъектов малого бизнеса.
Не могут перейти на упрощенную систему налогообложения субъекты предпринимательства, которые осуществляют некоторые виды деятельности (деятельность по организации, обмен иностранной валюты, производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров, деятельность в сфере финансового посредничества и т.п., смотреть ст. 291 Налогового кодекса Украины).

Субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, делятся на четыре группы плательщиков единого налога:
1 группа: физические лица – предприниматели с годовым оборотом до 300 тыс. грн., без права найма сотрудников, оказывающие бытовые услуги населению (статья 291.7 Налогового Кодекса) и торгующие на базаре со ставкой единого налога от 1% до 10% минимальной заработной платы (минимальная зарплата).

 2 группа: физические лица – предприниматели с годовым оборотом до 1,5 млн. грн., имеющие право найма до 10 сотрудников, оказывающие услуги как населению так и другим упрощенцам, а также занятые в ресторанном бизнесе со ставкой единого налога от 2% до 20% минимальной заработной платы; (оборот до 1,5 млн.грн. – безналичный расчет; до 1 млн. – наличный расчет, свыше – наличие кассового аппарата)

 3 группа: физические лица – предприниматели и предприятия с годовым оборотом до 5 млн. грн., без ограничений по количеству наемных сотрудников и право выбора ставки налога исходя из учета НДС, а именно: 3% при условии регистрации предприятия плательщиком НДС или 5% — при зачтении размера НДС в единый налог;

4 группа: сельскохозяйственные товаропроизводители, соответствующие требованиям Налогового кодекса.

Не могут быть плательщиками единого налога (статья 291.5 Налогового Кодекса):


физические лица – предприниматели, проводящие технические исследования и испытания, а также получающие прибыль от сдачи в аренду земельных участков, площадью более 0,2 га, жилые помещения и нежилые помещения площадью 100 и 300 кв. м. соответственно; нерезиденты; физические лица, имеющие долги по оплате налоговых обязательств; юридические лица, государственным регулятором деятельности которых являются Национальный Банк и Государственная комиссия регулирования рынка финансовых услуг, дочерние образования неединщиков, хозяйствующие субъекты, в составе учредителей которых неединщики составляют 25% и более, а также нерезиденты и юридические лица, имеющие долги по оплате налоговых обязательств; нерезиденты как физические, так и юридические лица.

Существенным моментом в упрощенной системе налогообложения также является предусмотренная возможность расчётов исключительно в денежной форме (наличный / безналичный расчёт).

 Налоговый Кодекс статьей 294 определяет отчетные налоговые периоды для 1, 2 и 4 групп – календарный год, для группы 3 — квартал.

При этом физические лица – предприниматели 1 – 2 групп платят единый налог ежемесячно авансовым платежом до 20 числа текущего месяца. Физические лица – предприниматели и юридические лица 3 группы платят единый налог ежеквартально на протяжении 10 дней после завершения отчетного периода. Физические лица – предприниматели и юридические лица на упрощенной системе налогообложения 3 группы, зарегистрировавшиеся как плательщики НДС обязаны отчитываться по НДС ежемесячно до 20 числа месяца следующего за отчётным. Состав доходов и порядок их учета определен статьей 292 Налогового Кодекса. Важно: 1) превышение годового лимита оборота, получение дохода от видов деятельности, неуказанных в свидетельстве плательщика единого налога, получение дохода другим, нежели в денежной форме, способом, а также доход от видов деятельности по КВЕД, которые не подлежат упрощенному налогообложению физическими лицами – предпринимателями 1 – 3 групп подлежит налогообложению по ставке 18%; 2) превышение годового лимита оборота, получение дохода другим, нежели в денежной форме, способом, а также доход от видов деятельности, которые не подлежат упрощенному налогообложению юридическими лицами 3 группы подлежит налогообложению в размере двойной ставки; 3) физические лица – предприниматели, которые не привлекают наемных сотрудников освобождаются от уплаты единого налога сроком на 1 месяц в году на время отпуска; 4) при расчёте общего количества лиц, которые находятся в трудовых отношениях с плательщиком единого налога не учитываются лица, находящиеся в декретном отпуске, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения ним 3-летнего возраста.

Базовыми Законами Украины в сфере налогообложения являются: ЗК «О системе налогообложения» — «Про систему оподаткування», ЗК «О налоге на добавленную стоимость» — «Про податок на додану вартість», ЗК «О налогообложении прибыли предприятий» -«Про оподаткування прибутку підприємств», «О налоге с доходов физических лиц» .

Также некоторые налоги и порядок их взымания дополнительно регулируются Декретом Кабинета Министров Украины «О местных налогах и сборах», Законами Украины «Об общегосударственном пенсионном страховании» и другими, устанавливающими ставки налогов и сборов с зарплаты и с фонда оплаты труда (далее «на зарплату» -авт.), инструкциями и разъяснениями ГНА Украины. Изменения, как правило, также содержатся в ежегодном Законе Украины «О Государственном бюджете на —  год».

Ответственность за уклонение от уплаты налогов предусмотрена статьей 212 УК «Уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей»:

  1. Умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, содеянное должностным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности или лицом, которое занимается предпринимательской деятельностью без создания юридического лица или любым другим лицом, которое обязано их уплатить, если эти действия привели к фактическому не поступлению в бюджет или государственные целевые фонды средств в значительных размерах,

наказывается штрафом от трехсот до пятисот не облагаемых налогами минимумов доходов граждан или лишением права обнимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  1. Одни и те же действия, содеянные за предшествующим заговором группой лиц, или если они привели к фактическому не поступлению в бюджет или государственные целевые фонды средств в больших размерах, —

наказываются штрафом от пятисот до двух тысяч не обложенными налогами минимумов доходов граждан или исправительными роботами на срок до двух лет, или ограничением воли на срок к пяте лет, с лишением права обнимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  1. Действия, предусмотренные частями первой или второй этой статьи, содеянные лицом, раньше судимой за уклонение от уплаты налогов, собрания, других обязательных платежей, или если они привели к фактическому не поступлению в бюджет или государственные целевые фонды в особо больших размерах,

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права обнимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

  1. Лицо, которое впервые совершило действия, предусмотренные частью первой и второй этой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если она к привлечению к уголовной ответственности уплатила налоги, собрание (обязательные платежи), а также возместила вред, причиненный государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня).

Примечание:

  • Значительный размер — более 17 000 гривен (1000 НМГД)
  • Большой размер — более 51 000 гривен (1000 НМГД)
  • Особо большой размер — более 85 000 гривен (1000 НМГД)

Из судебной практики Украины: начиная с момента появления данной статьи и по сегодняшний день практически отсутствуют прецеденты осуждения по ст.212 (неуплата налогов), а также по ст.206 (фиктивное предпринимательство), так как доказать умысел должностного лица при правильно построенной защите практически невозможно. Как правило, большинство дел пытаются перевести на ст.196 (мошенничество), но это сделать в этом случае не так то просто.

Ситуация может измениться коренным образом, когда начнут действовать механизмы, разрешающие определение косвенными методами доходов физических лиц в Украине и соответственно определения суммы неуплаченных налогов «на вскидку». Пока что косвенные методы в Украине распространяются только на доходы юридических лиц и частных предпринимателей, однако после выборов-2016 в 2016-2007 году ожидается введение вышеуказанного законодательства.

Надеемся, что информация, изложенная в данной статье будет Вам полезна. Ну и конечно же, напоминаем, что Юридическая компания-Легал оказывает абонентское бухгалтерское обслуживание. За поболее подробной информацией обращайтесь по нашим контактным телефонам!