Юридическая Компания

Как обратиться в Европейский суд по правам человека?

Опубликовано 13 Июн 2019 в Главная | Нет комментариев

Как прискорбно бы не было, но приходится констатировать тот факт, что наше законодательство настолько не совершенно, а работа судебных и правоохранительных органов оставляет желать лучшего, что у простого гражданина последней надеждой на восстановление справедливости является обращений в Европейский суд по правам человека.

Европейский суд по правам человека только за прошлый год присудил истцам против Украины почти 1 млрд 200 млн евро справедливой компенсации, говорится в отчете Комитета министров Совета Европы.

Какие основания для обращения, как оформить жалобу, как просить компенсацию за причиненный ущерб, — именно об этом сегодняшняя статья адвокатов Юридической компании-Легал.

Основанием для начала судебного разбирательства в Европейском суде по правам человека является поданная заявителем жалоба установленного образца с обязательным соблюдением необходимых требований.

Поданная жалоба должна быть оформлена с соблюдением требований. Более детально о требованиях к жалобе Вы можете ознакомиться в Инструкции по заполнению формуляра жалобы, которая доступна в сети к скачиванию.

Но главное требование —  Вами жалоба должна соответствовать критериям приемлемости. В частности:

– Суд рассматривает только те жалобы, в которых Заявитель утверждает о нарушении прав, которые гарантированы Конвенцией или протоколами.

– Суд рассматривает только те заявление, которые направлены против государства.

Важно — суд не рассматривает заявления, которые направлены против частных лиц либо негосударственных институций.

– Перед обращение в ЕСПЧ, Заявитель обязан исчерпать все внутренние средства юридической защиты.

— Соблюдение сроков обращения в Европейский суд.

Заявитель имеет право обратиться в ЕСПЧ на протяжении 6 месяцев с даты, вынесения окончательного решения по делу.

На каком языке обращаться в ЕСПЧ?

ЕСПЧ в своей работе использует два рабочих языка — французский и английский.

Следует отметить, что официальные языки ЕСПЧ используется в процессе рассмотрения жалоб, а для подачи жалобы в суд, возможно, использовать любой язык стран членов Совета Европы.

Оплата пошлины за подачу заявления в ЕСПЧ не предусмотрена.

Кроме того, вся процедура рассмотрения жалоб для Заявителя является совершенно бесплатной. Заявитель самостоятельно оплачивает стоимость почтовой пересылки, услуги юриста или адвоката по составлению жалобы в ЕСПЧ.

Важно! Подпункт «а» пункта 2 статьи 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод запрещает Европейскому Суд по правам человека принимать к рассмотрению анонимные жалобы. Такие жалобы не будут зарегистрированы Секретариатом Страсбургского Суда.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Правила 45 Регламента Европейского Суда по правам человека жалоба должна быть подписана заявителем или его представителем. В последнем случае к жалобе должна быть приложена доверенность на представительство в Европейском Суде по правам человека.

В соответствии с пунктом 3 Правила 47 Регламента Европейского Суда по правам человека заявители могут обратиться в Европейский Суд по правам человека с просьбой не раскрывать данные об их личностях. Решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении этого ходатайства принимается Председателем (Президентом) соответствующей Палаты (Секции) Европейского Суда по правам человека.

Необходимо обратить внимание, что, в случае удовлетворения соответствующего ходатайства данные о заявителе будут скрыты только от общественности, но не от государства-ответчика. Ни в Регламенте Европейского Суда по правам человека, ни в Практических инструкция, изданных Председателем (Президентом) Европейского Суда по правам человека, не содержится указаний на возможность скрыть настоящее имя заявителя от государства-ответчика хотя бы на какое-то время.

Что касается компенсации.

У суда не существует какого-то определенного подхода к этому вопросу. Компенсация ЕСПЧ (ее размер) зависит от наличия ущерба, и уровня обоснования заявителем заявленного размера компенсации. Европейский суд может присуждать компенсацию на основании статьи 41 Конвенции в связи с:

    материальным ущербом;

    моральным ущербом; и

    расходами и издержками.

Таким образом, не доказав возникновение ущерба, заявитель может в принципе не получить компенсации, т.к суд не связан обязанностью ее присуждать. Европейский Суд по правам человека может постановить, что в отношении рассмотренных нарушений само их признание представляет собой достаточную и справедливую компенсацию.

Но на практике нулевые компенсации встречаются редко.

Констатируя нарушение права, гарантированного Европейской конвенцией о защите прав человека или Протоколами к ней, Европейский Cуд по правам человека не присуждает справедливую компенсацию автоматически.

Как ясно следует из статьи41, Суд присуждает справедливую компенсацию только, если внутреннее право не в полной мере  позволяет  устранить  последствия нарушения. И даже в этом случае компенсация присуждается «в случае необходимости» (в английском варианте — if necessary).

Компенсация, присуждаемая Судом на основании статьи 41 Конвенции, должна учитывать обстоятельства дела и быть «справедливой» (в английском варианте — just). Суд может решить, что  констатация  нарушения  Конвенции  сама  по  себе  является  достаточной справедливой компенсацией в отношении того или иного типа заявленного ущерба, и не присудить  денежной  компенсации.  Суд  может  также  посчитать  справедливым  присудить суммы меньше реально понесенных ущерба или издержек или не присудить ничего. Это может произойти, например, в деле, где заявитель сам способствовал созданию ситуации, являющейся  предметом  жалобы,  или  несет  ответственность  за  понесенные  ущерб  или издержки.

Определяя сумму компенсации, Суд может также учитывать положение заявителя как стороны, потерпевшей от нарушения, и Договаривающейся Стороны как ответственной за соблюдение  интересов  общества.  Наконец,  Суд,  как  правило,  принимает  во  внимание экономическую ситуацию в государстве-ответчике.

При присуждении компенсации на основании статьи 41 Конвенции, Суд может ссылаться на внутренние нормы. Однако Суд никогда ими не связан.

И что Важно! В Европейский Суд по правам человека должно быть подано отдельное заявление о присуждении справедливой компенсации с приложенными к нему подтверждающими документами, а несоблюдение этого требования может привести к отказу в присуждении компенсации.

Европейский Суд по правам человека отказывает в удовлетворении требований, касающихся справедливой компенсации, изложенных в формуляре жалобы, но не представленных в виде отдельного заявления на соответствующей стадии разбирательства по делу, равно как требований, заявленных за пределами срока, предоставленного для их подачи.

Помните, Европейский суд по правам человека может рассматривать только жалобы на нарушения прав и свобод, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Большая часть жалоб, подаваемых в Европейский суд по правам человека, касается нарушения права на справедливое судебное разбирательство (статья 6 Конвенции). Однако не все разбирательства в судах могут подпадать под действие, указанной статьи. Например, в некоторых случаях, когда речь не идет о спорах об определении гражданских прав и обязанностей или об уголовном преследовании, споры о налогах и таможенных пошлинах не могут быть рассмотрены Европейским судом по правам человека, а также иммиграционные споры, такие как въезд, пребывание на территории и выдворение иностранцев, судебные разбирательства о предоставлении политического убежища и о депортации, также не все судебные разбирательства с участием государственных служащих, касающиеся увольнения.

Европейский суд по правам человека отклоняет даже те жалобы, которые поданы с соблюдением всех формальных критериев, в следующих случаях:

    в тех случаях, когда в жалобе оспариваются решения национального суда по причине нарушения национальных процессуальных и материальных норм, а также необоснованности принятых национальными судами решений (толкования и применения внутреннего права; допустимости и оценки доказательств в судебном разбирательстве;

    справедливость исхода гражданского дела;

    виновность или невиновность обвиняемого в уголовном деле);

    жалобы, не подкреплённые доказательствами.

Подготовив жалобу, Вы ОБЯЗАНЫ:

    разложить документы в хронологическом порядке и отдельно по каждому процессу;

    последовательно пронумеровать страницы; и

    НЕ СКРЕПЛЯТЬ, НЕ СКЛЕИВАТЬ И НЕ СШИВАТЬ ДОКУМЕНТЫ.

Прилагать необходимо только копии документов. Их не надо заверять. Европейский суд принимает любые документы в качестве доказательств. Это может быть и распечатки с сайта, информация из докладов государственных и негосударственных организаций и пр.

Жалоба направляется в Европейский суд по правам человека письмом. Письмо может быть простым, заказным (с уведомлением или без), ценным, с описью о вложении. Письмо можно направлять, пользуясь услугой «почтой России», различными курьерскими службами и пр. Направление письменной жалобы в Европейский суд обязательное условие. Жалоба направляется в адрес Европейского суда:

The Registrar

European Court of Human Rights

Council of Europe

F-67075 Strasbourg Cedex

Что ждать от Европейского суда после подачи жалобы?

Первое основное письмо из Европейского суда по правам человека Вы получите в течении 1-13 месяцев. Суть первого письма Секретариат — уведомит Вас о том, что жалоба получена и на Ваше имя заведено досье, номер которого Вам надлежит указывать во всей последующей корреспонденции, а также вышлет Вам набор наклеек со штрих-кодом, которые следует использовать при переписке с ЕСПЧ. Если сотрудник Секретариата Европейского суда не попросит Вас выслать дополнительные документы, то в первом письме он ограничится указанием на то, что Ваша жалоба будет рассмотрена, в соответствии с очередностью.

Могут приходить промежуточные письма, например, если Европейский Суд попросит Вас прислать какие-либо документы. Иногда такие просьбы формулируются в первом письме.

Второе основное письмо — это либо о том, что Ваша жалоба неприемлема, либо о том, что жалоба прошла предварительную оценку и о ней извещено государство ответчик. С момента принятия решения по жалобе о том, что о жалобе извещено государство ответчик начинается процедура подготовки к вынесению постановления по жалобе — коммуникация дела. Второе основное письмо, если принято отрицательное решение, приходит заявителю, как правило в течении первых двух лет.

Если второе основное письмо, если принято промежуточное положительное решение, о том что жалоба прошла предварительную оценку на предмет приемлемости, приходит если Европейский суд примет, по вашей просьбе или по собственной инициативе, ускоренную процедуру рассмотрения, в течении 2-3 месяцев после подачи жалобы. В противном случае пройдет не менее 2-3 лет.

Жалоба может быть рассмотрена в приоритетном порядке в случае, если дело касается постановки под угрозу жизни или здоровья заявителя, связанные с личной или семейной жизнью заявителя, особенно в случае, когда под угрозой находится благополучие ребенка, жалобы, по которым применены обеспечительные меры, предусмотренные Правилом 39 Регламента Европейского суда по правам человека.

 Таким образом, если Вы решили обратиться в Европейский суд по правам человека, внимательно заполняйте формуляр жалобы, не забудьте приложить копии всех решений и заявление о присуждении справедливой компенсации с приложенными к нему подтверждающими документами или обратитесь в Юридическую компанию-Легал к адвокатам за помощью в подготовке жалобы в Европейский суд.

Данная статья носит ознакомительный характер и не является практическим руководством, поэтому прежде чем приступать к подготовке жалобы, не забудьте все же проконсультироваться с адвокатом!

Запись на консультацию: 068-124-25-85; 097-754-79-48

Одесса, Адмиральский проспект, 25